Клуб «ЭТО» в Москве

«Пятый театр» — участник Первой Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого.

С 25 по 30 ноября 2012 года в Москве прошла Первая Всероссийская конференция по педагогике искусства, участником которой от Омского региона стал «Пятый театр». Опыт работы по креативно — образовательному проекту 2012 года-2014 гг. «Театр плюс школа жизни» был отправлен накануне конференции в Лабораторию интерактивных театральных проектов при Московском институте открытого образования. Этому институту принадлежит инициатива проведения всероссийского форума. Творческая программа театра получила одобрение экспертов конференции, и директор «Пятого театра» Юркова А.И. делегировала педагога-администратора Бакулину Татьяну Федоровну выступить с докладом «Формы и методы реализации проекта «Пятого театра» и образовательных учреждений Омского региона». Выступление было отмечено Дипломом за интересный опыт работы по реализации проекта.
Доклад «Пятого театра» был заслушан на секции «Русский психологический театр, психологическая и педагогическая наука в XX и XXI веке».
Театр поделился опытом о том, как функционирует молодежный интерактивный клуб «ЭТО» — Эстетика, театр, общение». Затронуты проблемы оказания помощи педагогам в овладении методами театральных технологий в создании культурно-образовательного пространства. Большой интерес среди участников конференции вызвали игровые конкурсы для молодежи: «Герои Гоголя в свете рампы», «Достоевский FM», «Как наше слово отзовется», которые организовывал «Пятый театр» по проекту «Театр плюс школа жизни».
Несмотря на то, что география участников конференции довольно обширна: Москва, Санкт-Петербург, Урал, Поволжье — Сибирь была представлена только Омским «Пятым театром». Конференция включала различные по форме виды деятельности: открытые уроки с использованием методик театральной педагогики, гостиные размышлений и воспоминаний, просмотр детских спектаклей, мастер — классы. Участники конференции побывали на интересном открытом бинарном уроке в одной из Московских школ, который давали учитель литературы и режиссер-педагог из Пермского института культуры. Урок литературы организован с использованием методов театральной педагогики. В жанре Драмогерменевтики (искусство толкования) конференция представила урок МХТ для 10 класса.
Участники стали свидетелями школьного фестиваля «Серебряная маска». Московская школа № 875 внедрила в учебно-воспитательный процесс инновационные методики педагогики искусства. Настоящим открытием для деятелей культуры и образования стал сдвоенный урок-история плюс литература — учителя из Москвы Троицкого Ю.Л. Урок понимания — как анализировать стихотворение классика с художественной и исторической точки зрения — получили старшеклассники.
Участниками конференции проработано множество тем. Среди них:
— Использование арт-технологий в преподавании общеобразовательных предметов.
— Будущее театрального образования.
— Обучение основам театрального искусства в школьном образовании.
— Мастерская сценического действия в образовании.
— Театральные клубы для молодежи — территория творческой свободы.
— Ресурсы системы переподготовки педагогических кадров средствами педагогики искусства.
— Современная школа как система подавления театральной педагогики.
— Ресурсы театральной педагогики в области личностного развития и социализации.
В зоне дискуссионного общения обсуждались все формы деятельности конференции. Опыт работы «Пятого театра» с образовательными учреждениями Омского региона был назван кандидатом психологических наук Лобановым И.В. (г. Москва) новой профессией для гуманитарных вузов. Он предложил название «Расширение поля духовно — культурной жизни зрителей».
Одним из итоговых документов стало письмо конференции к Президенту Путину В.В. Вот несколько фрагментов из документа:
«Мы, участники Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого, убеждены — будущее любой страны базируется на образовании и культуре. Время требует от нас духовного деяния. Именно это инвестиции в будущее. Мы согласны с Вашим высказыванием на Форуме «Россия 2012», что «решать эту проблему нужно комплексно, улучшая качество человеческого капитала».
В этой ситуации мы предлагаем современную эффективную систему единого непрерывного образовательного пространства, которое отвечает потребности культуры и образования в их самосохранении и развитии.
Сущностное место в этой системе занимает Школьная Театральная Педагогика. Она является традиционной для отечественной системы образования и одновременно инновационной для современных образовательных и культурных учреждений России.
Школьная Театральная Педагогика целостно воздействует на подрастающее поколение и способствует развитию творческого потенциала, становлению личности, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей человеческие гуманистические ценности.
Наши конкретные предложения:
1. Внести в Федеральный Государственный образовательный стандарт III поколения направление «школьная театральная педагогика» для творческих и педагогических ВУЗов России.
2. Внести в реестр специальностей Российской Федерации следующие специальности:
— режиссер-педагог образовательного пространства (дошкольного, общего, высшего);
— педагог-режиссер театрального коллектива;
— учитель театра;
— методист по школьной театральной педагогике.
3. Учредить государственные региональные центры школьной театральной педагогики, в которых будут сосредоточены интеллектуальные, творческие и кадровые ресурсы по данному направлению.
На 1 этапе мы предлагаем создать 4 таких Центра:
— Центральный (Москва);
— Северо-Западный (Санкт-Петербург);
— Уральский (Екатеринбург);
— Поволжский (Пермь).
Письмо к Президенту России было отправлено в канун Нового года.

Информация составлена участником Первой Всероссийской конференции по театральной педагогике Бакулиной Т.Ф., «Пятый театр».