Клуб “ЭТО” в Москве

“Пятый театр” – участник Первой Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого.

С 25 по 30 ноября 2012 года в Москве прошла Первая Всероссийская конференция по педагогике искусства, участником которой от Омского региона стал “Пятый театр”. Опыт работы по креативно – образовательному проекту 2012 года-2014 гг. “Театр плюс школа жизни” был отправлен накануне конференции в Лабораторию интерактивных театральных проектов при Московском институте открытого образования. Этому институту принадлежит инициатива проведения всероссийского форума. Творческая программа театра получила одобрение экспертов конференции, и директор “Пятого театра” Юркова А.И. делегировала педагога-администратора Бакулину Татьяну Федоровну выступить с докладом “Формы и методы реализации проекта “Пятого театра” и образовательных учреждений Омского региона”. Выступление было отмечено Дипломом за интересный опыт работы по реализации проекта.
Доклад “Пятого театра” был заслушан на секции “Русский психологический театр, психологическая и педагогическая наука в XX и XXI веке”.
Театр поделился опытом о том, как функционирует молодежный интерактивный клуб “ЭТО” – Эстетика, театр, общение”. Затронуты проблемы оказания помощи педагогам в овладении методами театральных технологий в создании культурно-образовательного пространства. Большой интерес среди участников конференции вызвали игровые конкурсы для молодежи: “Герои Гоголя в свете рампы”, “Достоевский FM”, “Как наше слово отзовется”, которые организовывал “Пятый театр” по проекту “Театр плюс школа жизни”.
Несмотря на то, что география участников конференции довольно обширна: Москва, Санкт-Петербург, Урал, Поволжье – Сибирь была представлена только Омским “Пятым театром”. Конференция включала различные по форме виды деятельности: открытые уроки с использованием методик театральной педагогики, гостиные размышлений и воспоминаний, просмотр детских спектаклей, мастер – классы. Участники конференции побывали на интересном открытом бинарном уроке в одной из Московских школ, который давали учитель литературы и режиссер-педагог из Пермского института культуры. Урок литературы организован с использованием методов театральной педагогики. В жанре Драмогерменевтики (искусство толкования) конференция представила урок МХТ для 10 класса.
Участники стали свидетелями школьного фестиваля “Серебряная маска”. Московская школа № 875 внедрила в учебно-воспитательный процесс инновационные методики педагогики искусства. Настоящим открытием для деятелей культуры и образования стал сдвоенный урок-история плюс литература – учителя из Москвы Троицкого Ю.Л. Урок понимания – как анализировать стихотворение классика с художественной и исторической точки зрения – получили старшеклассники.
Участниками конференции проработано множество тем. Среди них:
– Использование арт-технологий в преподавании общеобразовательных предметов.
– Будущее театрального образования.
– Обучение основам театрального искусства в школьном образовании.
– Мастерская сценического действия в образовании.
– Театральные клубы для молодежи – территория творческой свободы.
– Ресурсы системы переподготовки педагогических кадров средствами педагогики искусства.
– Современная школа как система подавления театральной педагогики.
– Ресурсы театральной педагогики в области личностного развития и социализации.
В зоне дискуссионного общения обсуждались все формы деятельности конференции. Опыт работы “Пятого театра” с образовательными учреждениями Омского региона был назван кандидатом психологических наук Лобановым И.В. (г. Москва) новой профессией для гуманитарных вузов. Он предложил название “Расширение поля духовно – культурной жизни зрителей”.
Одним из итоговых документов стало письмо конференции к Президенту Путину В.В. Вот несколько фрагментов из документа:
“Мы, участники Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого, убеждены – будущее любой страны базируется на образовании и культуре. Время требует от нас духовного деяния. Именно это инвестиции в будущее. Мы согласны с Вашим высказыванием на Форуме “Россия 2012”, что “решать эту проблему нужно комплексно, улучшая качество человеческого капитала”.
В этой ситуации мы предлагаем современную эффективную систему единого непрерывного образовательного пространства, которое отвечает потребности культуры и образования в их самосохранении и развитии.
Сущностное место в этой системе занимает Школьная Театральная Педагогика. Она является традиционной для отечественной системы образования и одновременно инновационной для современных образовательных и культурных учреждений России.
Школьная Театральная Педагогика целостно воздействует на подрастающее поколение и способствует развитию творческого потенциала, становлению личности, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей человеческие гуманистические ценности.
Наши конкретные предложения:
1. Внести в Федеральный Государственный образовательный стандарт III поколения направление “школьная театральная педагогика” для творческих и педагогических ВУЗов России.
2. Внести в реестр специальностей Российской Федерации следующие специальности:
– режиссер-педагог образовательного пространства (дошкольного, общего, высшего);
– педагог-режиссер театрального коллектива;
– учитель театра;
– методист по школьной театральной педагогике.
3. Учредить государственные региональные центры школьной театральной педагогики, в которых будут сосредоточены интеллектуальные, творческие и кадровые ресурсы по данному направлению.
На 1 этапе мы предлагаем создать 4 таких Центра:
– Центральный (Москва);
– Северо-Западный (Санкт-Петербург);
– Уральский (Екатеринбург);
– Поволжский (Пермь).
Письмо к Президенту России было отправлено в канун Нового года.

Информация составлена участником Первой Всероссийской конференции по театральной педагогике Бакулиной Т.Ф., “Пятый театр”.