Никогда, слышите, никогда не пейте с незнакомцами!!!

Или как я боялся Вирджинию Вульф.
Вчера, 1 августа, в Пятом театре состоялась премьера спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф» по пьесе расового американского писателя головой, лауреата Пулитцеровской премии, обладателя театрального «Оскара» — премии «Тони»,[но мы его любим не только за это]Эдварда Олби.
Сюжет по меркам 1960-х годов в Америке незамысловат:
[хотя…]

Внешне благопристойная пара — преподаватели колледжа Джордж и Марта, после Дня Учителя преподавательской вечеринки приглашают в гости «пропустить по маленькой» недавно приехавших в колледж молодоженов — биолога Ника и его жену Хани. Время — 2 часа ночи, в баре полно бухла, у хозяев дома армия тараканов в голове, а у молодоженов оказались и свои скелетики в шкафчике. Так что тем для разговоров и так называемых «интеллектуальных игр», затеваемых Джорджем и Мартой — более чем достаточно.
В общем все заверте…

Пьесу ставили все кому не лень, в том числе на Бродвее и в омском драмтеатре.
За роль Марты в экранизации 1966 года Лиз Тэйлор отхватила-таки «Оскара» за лучшую женскую роль. Фильм, кстати, действительно неплох.
Джорджа играет тогдашний IRL муж Тэйлор — брутал бруталыч Ричард «Антоний» Бёртон.
Одну из своих лучших ролей — Ника — сыграл Стивен Джордж Сигал, о котором российский зритель вспомнил второй раз буквально пару лет назад — по фильму «2012», где он сыграл такого трогательного пожилого музыканта.
Хани в исполнении Сэнди Деннис кстати, почти один в один (внешне) очень удачно повторила наша Ольга Ванькова, и правильно сделала. Как-никак, а Сэнди также была номинирована на «Оскар» за этот фильм. ИМХО, Ольга даже и поинтереснее сыграла.

Название «Кто боится Вирджинии Вульф» является игрой слов, объединивших песенку из диснеевской сказки про трех поросят «Кто боится большого серого Волка (Wolf)» и фамилию известной британской писательницы и критика Вирджинии Вульф (Woolf), у которой кроме явного таланта, были и неимоверные тараканы в голове. Итог ее жизни был немного предсказуем — Вирджиния утопилась.
Что касается непосредственно спектакля Омского Пятого театра.
Спектакль атмосферный, декорации хорошие, годные, постановка — отличная. Решения визуальные и сценические очень интересные.
Зрителю предлагают препарировать человеческие отношения как мышку, попытаться понять, как и из чего складываются человеческие отношения, страдания и радости. «Игры» хозяев дома — долгая и порой неприятная операция, которая в итоге раскрывает назревший гнойник, опухоль. Правда результаты такой операции неоднозначны. Организм может излечиться, а может быть, после небольшой передышки, метастазы дадут о себе знать и появится другая опухоль, теперь уже смертельная.
Вообще, при всем уважении, но на фоне многих спектаклей театра, «Кто боится Вирджинии Вульф» — серьезный и яркий прорыв, выход на качественно иной, более высокий уровень. После такой постановки и актерам и режиссерам придется весьма и весьма старательно держать так высоко поднятую планку. Будем надеяться что у них это получится, и «Вирджиния» станет отправной точкой для ряда новых, ярких интересных работ, и поводом переосмыслить нынешний репертуар.
Исполнительница роли Марты — Мария Долганева, не выглядит роковой красавицей, как Кармен, или сексуальной хищницей как Ветка из «Географа». Но тем страшнее тот взрыв внутренней энергии женщины, которая любыми средствами хочет напомнить мужу о своем существовании, о еще живущем в ней женском естестве. Финальная сцена просто порвала меня пополам по вертикали. В «Вирджинии» страсть иного рода…
Сергей Шоколов в роли Джорджа явно напрашивается на какую-нибудь театральную премию. Порой он превращает спектакль в моноспектакль, он уныл и фееричен, ужасен и прекрасен, трогателен и омерзителен, велик и жалок. Так и хочется воскликнуть: «Что ж ты творишь со мной, чертяка?!»…
Артем Ильин в роли биолога Ника поначалу немного неестественен, слегка зажат. Но по ходу пьесы общее безумие заражает и его, он раскрывается как замечательный многогранный актер, и к финалу превращается из рафинированного интеллектуала с задатками выдающегося зануды в замечательно интересного персонажа, эдакого милого негодяя.
Ну и конечно же милая Хани — Ольга Ванькова. Кстати — Сэнди Деннис
Во время спектакля мне несколько раз хотелось сбегать за галоперидолом и вкатить Ольге лошадиную дозу. Ибо настолько гармонична она в нескольких ипостасях своего персонажа, так быстро и неуловимо меняется настроение, облик, так искренне она переживает несколько жизней одновременно, что видишь перед собой на сцене не милую и талантливую актрису Ольгу Ванькову, а неуравновешенную, пьяную, запутавшуюся в своих переживаниях и мыслях ,явно психически не совсем здоровую, несчастную девушку Хани, помочь которой может лишь лоботомия.

Скажу честно. Спектакль не для всех. Это не развлекательная жвачка типа «Боинг-Боинг», это не всем понятная в любом прочтении классика, типа Островского. Сама по себе сложная пьеса рассказана умным режиссером для умного зрителя, который пришел в театр не развлечься, а посмотреть на окружающий мир немного с иной, не привычной ему стороны. Но посмотреть спектакль стоит хотя бы лишь для того, чтобы потом сказать себе: «Да, я это видел».
Идите в театр, дорогие мои. И не пейте с незнакомцами…