Вчера, сегодня и завтра в Омском государственном камерном «Пятом театре» — премьера. Известный петербургский режиссер Анатолий Праудин осуществил постановку пьесы Николая Васильевича Гоголя «Женитьба». В спектакле заняты заслуженные артисты России Вера Канунникова, Сергей Оленберг, артисты Мария Долганева, Сергей Зубенко, Андрей Крылов, Борис Косицын и другие. Это уже третье название в репертуаре, связанное с именем Гоголя. Первые два — «Старосветская история» (по «Старосветским помещикам» и другим произведениям писателя) и «Фердинанд VIII» (по «Запискам сумасшедшего» — премьера прошлого сезона).
Мы попросили постановщика спектакля поделиться своими соображениями о его новой работе в Омске. Предыдущая была связана с Омским академическим театром драмы («Танго беллетриста» по записным книжкам и произведениям А. П. Чехова).
ПОСКОЛЬКУ МЫ СТАВИМ КОМЕДИЮ
Я был знаком с артистами «Пятого театра» за некоторое время до начала работы над постановкой гоголевской пьесы. Два года назад в Екатеринбурге на фестивале «Реальный театр» я видел постановку по Гоголю «Старосветская история». Потом, когда приехал на работу в Омск, перед тем как сделать распределение ролей, я посмотрел спектакли текущего репертуара этого театра, чтобы иметь представление, кто кого должен играть. Верное ли я принял решение, покажет только «вскрытие», которое, на мой взгляд, происходит на третьем-четвертом спектакле.
Если зритель засмеется или хихикнет один раз, значит, в нашем спектакле один удавшийся момент. Если это произойдет три раза, соответственно выходит три получившихся эпизода. Если их будет двадцать один раз, это уже предел мечтаний. Мы же ставим комедию. Впрочем, на моих комедиях обычно не смеются.
К ВОПРОСУ О КЛАССИЧЕСКОМ ВАРИАНТЕ ПЬЕСЫ
Я не знаю, что такое классический вариант «Женитьбы». Какие смыслы там заложены, такие и будут на сцену выплескиваться. Наша задача на самом деле несложная: внимательно прочитать пьесу и выявить то, что в ней заложено. На мой взгляд, в «Женитьбе» достаточно внятно рассказана история о падшем ангеле. Там все очень связано с совестью. Это история об ангеле, который спустился на землю, вступил в человеческую среду обитания, вынужден был вступить в борьбу, вынужден был применять в этой борьбе разные, в том числе и нечестные приемы. В результате этой нагрузки на совесть не выдержал и… шагнул в окно. Все. По-моему, там так и написано.
По нашему ощущению, Гоголь об этом и думал. А если и не думал, то вы знаете, что произведения великих писателей часто получаются гораздо крупнее, шире, мощнее, глубже, чем они задумывались. И Гоголь, может быть, интуитивно дал такую возможность будущим постановщикам его пьесы и актерам.
МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ СДЕЛАТЬ ЭТО ГЛАВНЫМ СОБЫТИЕМ
А женитьба — слишком человеческий акт, чтобы выйти из этой ситуации с чистой совестью, таким образом, чтобы потом не в чем себя было упрекнуть. И финал пьесы — это некое очищение.
Да, герой «Женитьбы» не выдержал встречи с жизнью. С тем, что она есть борьба, в которой, чтобы победить, необходимо прибегать ко злу. Если вы внимательно будете читать пьесу, то обнаружите, что в ней очень много говорится о том которое Кочкарев с молчаливого согласия Подколесина учинил в доме Агафьи Тихоновны. Пройти мимо этого, не увидеть, не прочесть невозможно, и мы вынуждены были сделать это главным событием в нашей постановке.
К сожалению, мы, абсолютно адаптированные люди, ко злу и ко лжи относимся, как сказал Гоголь, нежно.
Подколесин, как предтеча Обломова, ко лжи и злу относится по-другому. У него обостренный слух на ложь. И то, что Кочкареву дается легко, для Подколесина окончилось трагически. Он не может лгать, не может жить во зле, он слишком остро ощущает эту сторону жизни, в отличие от многих из нас, которые уже даже не замечают, что каждый день множат и зло, и ложь.
МЕЧТАМ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Я — детский, тюзовский режиссер. Считаю, что нужно быть достаточно внятным, и тогда все заложенные тобой смыслы будут понятны и взрослым, и детям. Если дети не понимают, то и взрослые не понимают. В театре возрастные категории не являются определяющими.
В спектакле звучит старинная неаполитанская песня «Вернись в Сорренто». Этот музыкальный образ связан с вечной, несбыточной грезой о дивной стране, в которой никто никогда не был, но о которой все мечтают. Это образ счастья, грез, тоски по чему-то хорошему.
КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ, ДОЛГАЯ РАДОСТЬ
Конечно, договориться с людьми за короткий срок — тяжелый акт, но у режиссера, приезжающего на постановку, работа такая. Я считаю, что мне повезло: мы нашли общий язык довольно быстро. Актеры мне очень нравятся, я получил большое удовольствие от работы с ними. Мне очень нравится театр. По-моему, мы работали в идеальных условиях.
Моя основная работа на Экспериментальной сцене петербургского театра «Балтийский дом» позволяет мне делать постановки на выезде только летом. В течение сезона это невозможно. С большим удовольствием должен констатировать: я очень рад, что случилась эта встреча в Омске.
(Лидия Трубицина. Неделя, 10.09.2002)