30 апреля 2021
Драма, поставленная главным режиссером театра Максимом Кальсиным, посвящена подвигу всех омских военных медиков, спасших за годы войны тысячи жизней.
«Стыдно нам должно быть, что войну к ним подпустили. Страшней убитых женщин только мертвые дети». «Чтобы людей лечить, не всегда надо учиться. Иногда достаточно их любить».
Реплики главного хирурга госпиталя майора Алексея Степановича Хромова можно разобрать на цитаты. В уста своего героя драматург Дмитрий РЯБОВ вложил собственную боль по поводу страшной действительности Второй мировой войны, о которой первой громко заговорила Светлана Алексиевич в документальном очерке «У войны не женское лицо».
– У всех нас есть личная история, так или иначе связанная с войной: в моей семье один дед вернулся с войны, другой пропал без вести. В один из моментов я просто задумался, что ведь война – мужское дело, но при этом в Великую Отечественную воевало очень много женщин. А на войне железо не разбирает, куда летит, и для женщины ранение – это немного другая вещь. Искалеченное войной женское тело жальче, чем мужское, если можно так выразиться, – говорит новосибирский драматург, приехавший в Омск на премьеру.
В ОДНОЙ ПАЛАТЕ
Спектакль начинается с кинохроники: апрель 1945 года, наши взяли Кёнигсберг. До майской даты, которая станет одним из самых главных праздников страны, осталось совсем немного. Больничные кровати, серо-белый стол главного врача, такие же монохромные стены-обелиски – сценическое решение художника-постановщика Дарьи ЗДИТОВЕЦКОЙ отсылает нас к черно-белым снимкам бабушек и дедушек, к кадрам кинохроники: столько, сколько снимали военные операторы Советского Союза, не снимала ни одна страна.
Черно-белая история обретает живые голоса на сцене. Четыре молодые девушки. Младшей из них нет еще и девятнадцати, а зритель застает ее перебинтованной, с выжженной головой и негнущимися пальцами.
Эти девочки ушли на фронт с разных концов Советского Союза, но оказались в одной палате в сибирском госпитале – с израненными телами и еще более покалеченными душами.
«Мужчина обязан страну от войны хранить, война душу выжигает. Особенно у женщин. А им еще детей рожать».
Лекарем и тел, и душ становится майор Хромов. Единственный врач госпиталя, главный хирург и завхоз в одном лице, находящийся на карандаше у секретаря обкома: за сунутый трамвайщику в бок пистолет с требованием перевезти с вокзала замерзающих раненых, за самовольный вынос из общежития партшколы ванн, потому что лежачих мыть негде.
«Мира никогда не будет. Просто стрелять перестанут».