17 марта 2021
Омский драматический Пятый театр дает премьеру «Перемирие». Пьеса, которая легла в основу постановки, — лауреат конкурса «Ремарка-2018» в номинации «Весь мир». Посмотреть ее сценическое воплощение с Донбасса в Омск приехал автор — Алексей Куралех.
На сцене сюжет из реальной жизни: полуразрушенный дом, беременная девушка и четыре бойца.
Тему пьесы, в которой бойцы противоборствующих групп под натиском обстоятельств восстанавливают разрушенный артобстрелом дом юной беременной вдовы (последней жительницы поселка), автору навеяли реальные события.
— Я вспомнил историю, которая была в действительности в 2014 году, когда на нейтральной полосе строили дом украинцы и наши ребята. Мне показалось, что эта история интересна, символична. Она дала толчок. А дальше стали придумываться герои, сюжет, — пояснил Алексей Куралех.
По словам главного режиссера Максима Кальсина, пьеса зацепила его с первой страницы. Это его дебют в Пятом театре, который он возглавил менее полугода назад.
— Мы с Куралехом оказались на одной волне. Как и он, я готов брать в работу самые драматичные темы, но принципиально без «чернухи». У зрителя, как и читателя, должна оставаться надежда. Я с этим полностью согласен, — поделился режиссер Кальсин. — В постановке нет политики. И уж тем более нет конфликта «межнационального». Сюжет документальный — но будто бы создан по библейским мотивам. Не совсем обычный формат для театрального спектакля.
Происходящее на сцене — сюжет из реальной жизни. Донецкий поселок. Полуразрушенный дом. Беременная девушка и четыре бойца — двое со стороны армии Украины, двое — ополченцы Новороссии. У них приказ: за неделю отремонтировать покореженную взрывами постройку.
В спектакле заняты молодые актеры Евгений Точилов, Василий Кондрашин, Вячеслав Болдырев, Дмитрий Макаров и Алена Федорова.
Главная героиня с библейским именем Мария не может бросить хозяйство, где каждой твари по паре: две коровы, две свиньи, две курицы. Когда родится малыш, их тоже будет двое: он и мама.
Бойцы Ной, Ахилл, Че Гевара, Шумахер, которым пришлось засучить рукава, пришли к ней без оружия. Правда, у одного припрятан нож, а у другого управляемая мина.
У каждого своя причина воевать. Монологи возле руин, костра или колодца холодят душу. Но занятые совместным делом «враги» вдруг начинают слышать друг друга. Потом общаться по-человечески. Потом едва ли не дружить, ведь у них так много общего.
Впрочем, и до ненависти — всего один шаг. Семь дней перемирия подошли к концу. И мина по закону подлости оказывается в чужом рюкзаке, а потом незаметно возвращается назад. Но взрыва не будет. Ной не даст ему прогреметь. Преодолев собственную ярость, он хватает вещмешок уходящего солдата. Рвет провода, спасая ему жизнь, очищая собственную душу.
Как и он, я готов брать в работу самые драматичные темы, но принципиально без «чернухи». У зрителя, как и читателя, должна оставаться надежда
И это единственный шанс построить ковчег, начав все с чистого листа. Зал аплодирует стоя. Кому-то спектакль напомнил «Трех товарищей» Ремарка. Счастье, что финальный грохот оказался не смертельной канонадой, а всего лишь летней грозой. Так хочется, чтобы «перемирие» стало наконец миром.
И всего-то, кажется, надо: поступать по совести.
Справка «РГ»
Режиссер Максим Кальсин — выпускник исторического факультета МГУ, Школы-студии МХАТ. На его счету постановки в 15 театрах России, Южной Кореи. До приезда в Омск восемь лет работал главным режиссером Магнитогорского драматического театра имени Пушкина.