Всероссийский театральный фестиваль лиТЕрАТуРа

Фестиваль «лиТЕрАТуРа»

19 - 27 октября 2021 года, Омск

       Как слово «литература» высветило внутри в себя слово «театр», так наш фестиваль посвящен встрече ТЕАТРА с  ЛИТЕРАТУРОЙ в самом широком понимании. Название фестиваля – это одновременно и логотип, и концепция: фестиваль – исследование, фестиваль-лаборатория. Что же будет предметом исследования? Прежде всего – звучащее со сцены слово.

       В русском сознании слово понимается не только как семиотический знак, но и как самостоятельная сущность, ценная сама по себе. В русской картине мира слову отведена первостепенная роль, оно воспринимается как основа народной ментальности, духовности и творческого потенциала. О центральности слова в пространстве русской культуры свидетельствуют фундаментальные исследования выдающихся отечественных философов и культурологов, таких как С.Трубецкой, М.Бахтин, В.Лосский, А.Лосев, П.Флоренский и многих других. Важность слова (в отличие от Запада) в России огромна. И в этом смысле проведение подобного фестиваля – это дело государственной важности.

      Фестиваль подобной направленности должен быть продолжающейся историей. Это принципиально важно. Каждый следующий фестиваль, существуя в рамках этой концепции, должен отличаться от предыдущего, одновременно углубляя и развивая его.

       О чем же конкретно идет речь?

       Первый фестиваль мы проводим под логотипом лиТЕрАТуРа Фактически это будет фестиваль инсценировок по прозе. Здесь исследует вопрос: «как не драматургический текст инсценируется на сцене?»

        Второй фестиваль при небольшом преобразовании логотипа получает новое направление поиска: кинолиТЕрАТуРа  Это будет фестиваль, работающий с текстами, связанными с кино – спектакли по не поставленным или, наоборот, по хорошо известным киносценариям. И театр, и кино имеют в своей основе нарратив, т.е. рассказывание истории. Таким образом, здесь мы исследуем связь со «своим братом», с близким театру видом искусства.

       Третьим шагом, расширяя направление поиска, мы вносим очередное изменение в логотип: не лиТЕрАТуРа  В работе этого фестиваля мы показываем спектакли, основанные не на пьесах, романах или сценариях, а на документальной прозе, различных мнемонических практиках (спектакли-воспоминания), текстах сугубо личного характера (дневники) и т.д. Здесь исследуется все то, что до сих пор было выведено за рамки литературы, но на наших глазах стремительно входит в ее состав. Вообще, за последние годы то, что называется «нон-фикшн» чем дальше, тем больше сращивается с «фикшн», и это мировой тренд.

         На четвертом этапе мы ставим логотип анти - лиТЕрАТуРа и в фокусе внимания фестиваля оказываются спектакли, сделанные принципиально вне текста. Здесь слова нет, и оно не предполагается. Пластические, тактильные и прочие спектакли, в которых есть на что смотреть, но нечего слушать. Правомерно ли такое направление в концепте фестиваля «лиТЕрАТуРа»? Безусловно. «Язык начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком происходит раньше, чем выбор между знаком и знаком. Молчание может быть более говорящим, чем слово» (Владимир Бибихин «Язык философии»). Изучение «языка молчания» есть цель этого шага.

        На пятый год фестиваля, желая поменять игру, мы пишем логотип лиТЕрАТуРа для театраи получаем традиционный фестиваль спектаклей, поставленных по пьесам. Таким образом, мы словно бы говорим нашим зрителям: сравните, вот как работает на сцене драматургический текст в отличие от всего того, что вы видели предыдущие пять лет. А может быть, никаких принципиальных отличий и нет? 

         Шестой шаг: лиТЕрАТуРа для детей актуализация современной детской прозы, седьмой, к примеру музыка и лиТЕрАТуРа  и так далее, пока мы сами не почувствуем исчерпанность концепции.

         Фестиваль лиТЕрАТуРа заряжен огромным потенциалом творческого обмена. Он предполагает проведение дискуссий, мастер-классов и творческих встреч театральной публики с писателями, хореографами, кинорежиссерами, то есть со всеми представителями исследуемых областей.           Фестиваль задумывается как абсолютно уникальное в России и в мире мультижанровое театральное событие.

         Сибирь – это огромное культурно-энергетическое пространство, обращенное в будущее, которое еще предстоит открыть и России, и всему миру. Взоры человечества все более устремляются на Восток в поисках новой энергии и новых идей. Омск – центр Евразийского континента – является ретранслятором, куда регулярно стекается все новое, что необходимо для развития живого театрального процесса, а затем растекается вовне по каналам связи, словно по артериям единого организма. Благодаря использованию web-broadcasting, местом проведения фестиваля станет – мир. Таким образом, омская лиТЕрАТуРа явится точкой сборки, даст мировому театральному сообществу возможность стать соучастниками мощного театрального процесса, инициированного у нас, в Сибири.

Омск. Государственный драматический «Пятый театр»,

ноябрь 2020.

Сибирь (и шире – Восток) – это огромное культурно-энергетическое пространство, обращенное в будущее, которое еще предстоит открыть и России, и всему миру. Взоры человечества всё более устремляются на Восток в поисках новой энергии и новых идей.

Омск – центр Евразийского континента – является «ретрансляционной точкой», куда регулярно стекается новое, что необходимо для существования и развития живого театрального процесса, и затем растекается по миру через каналы связи, словно по артериям и кровеносным сосудам. Благодаря использованию web-broadcasting, местом проведения фестиваля является – мир. Таким образом, омская «лиТЕрАТуРа» даст мировому театральному сообществу возможность присоединиться и стать соучастниками мощного театрального процесса, инициированного в Сибири.

Омск. Государственный драматический «Пятый театр»,

ноябрь, 2020.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ