Футуристическая трилогия «Я, робот»
Часть вторая
ОперационНая системА
Футуристическая трилогия «Я, робот» в Театре имени Наталии Сац стала событием в культурной жизни Москвы и России, впервые подняв в российском музыкальном театре вопросы взаимодействия человека и искусственного интеллекта и впервые использовав на музыкальной сцене новейшие научные разработки и технологии современного мира.
Первая часть Трилогии – AR-опера К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману В. Пелевина в постановке Георгия Исаакяна – была выпущена в самом конце сезона 2021-2022, стала спектаклем открытия VII Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» и получила Национальную оперную премию «Онегин» в номинации «Событие». Вторая часть – компьютерная драма «О-Н-А» – вышла 2 декабря 2022 года, и в сентябре 2023 была представлена на Фестивале музыкальный театров России «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ». Третья часть цикла, VR-балет Габриэля Прокофьева «Двухсотлетний человек» по повести Айзека Азимова в постановке Кирилла Симонова, появился в афише театра в июне 2023.
Автором идеи Трилогии и режиссером стал Георгий Исаакян.
«Миссия уникального, единственного в мире музыкального театра для детей и юношества, Театра имени Наталии Сац, заставляет нас все время обращаться к большим и сложным темам современности, – говорит Георгий Исаакян. – Наша аудитория сегодня состоит не только из детей дошкольного и школьного возраста. Постоянными слушателями и зрителями театра являются и студенты, и молодежь, и взрослая публика. В контексте проблем, которые рассматриваются в Футуристической Трилогии «Я, робот» мы рискнули обратиться к «взрослому» тексту Спайка Джонса, знаменитому сценарию фильма «ОНА», получившему в свое время «Оскар» именно за сценарий. Сам посыл его нам показался чрезвычайно важным и абсолютно точно ложащимся в контекст той трилогии, которая сложилась в соседстве с оперой «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина и балетом по повести Айзека Азимова «Двухсотлетний человек»: взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, разные аспекты столкновения человека и машины. В каком-то смысле обращение к тексту Спайка Джонса ничуть не более рискованно и ничуть не менее важно для нашего театра, чем обращение к музыке Игоря Стравинского, Филипа Гласса или Пауля Хиндемита, поскольку мы считаем, что настоящий сегодняшний большой академический театр не должен бояться больших и сложных разговоров с публикой, а должен как раз их инициировать. На две главные роли я пригласил серьезных драматических актеров с тончайшим музыкальным нутром. Это Анастасия Светлова и Андрей Кузичев. Кроме приглашенных звезд в этом спектакле заняты артисты нашего театра, Театра имени Наталии Сац, которые уже имеют опыт работы в драме».