ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ


17 сентября 2011

Географ пропил глобус прямо в театре

Артем Мельник

Неделю назад, 10 сентября, в рамках фестиваля «Реальный театр» был сыгран спектакль «Географ глобус пропил». Омский драматический «Пятый театр» подарил практически четыре часа «всамделишных» эмоций, переживаний и дум. Когда-то скандальный и многозвучный текст Алексея Иванова переделался, переродился, перекрутился в конкретное полотно, которое с мягкой улыбкой и убийственной правдивостью собирает «паутинки быта» 90-х.

 

В родную Пермь (тогда еще не в кричащую самопровозглашенную культурную столицу, а в обычный город, с радостью и вальяжностью ковыряющийся в лени) возвращается выпускник университета Служкин. Предаваться кипучему драйву лихих тех-самых-годов ему не хочется, поэтому он устраивается учительствовать в школу. Служкин славится как резонер и практикант «оригинальных» педагогических методик. Но большую часть времени герой тратит на встречи в родных пермятах. Личная жизнь – сплошной своеобразный промискуитет. Что пушистая Рунева, что хищная и сексуальная Ветка, которую играет блистательная Мария Долганева, что сексапильная Кира – все хотят Географа во всех смыслах. Хотя у него есть жена Надя и милая дочь Тата (мы слышим умиляющие голоса из серии «Папа и его дочка»), счастья нет, так же, как нет покоя и воли.

На протяжении всего спектакля Служкин ищет себя, правдиво шутя как заправский прибауточник. После пьяных приключений он ломает ногу и начинает хромать. Добавьте к этому привычку говорить правду, остроту и неудавшуюся жизнь. Да, все верно, Евгений Фоминцев мог бы сыграть и доктора Хауса, когда сериал перенесут на театральные подмостки. Актерский состав, кстати, легко делится на два ансамбля (взрослые и дети); между ними виртуозно балансирует Евгений Фоминцев. Характеры персонажей проработаны детально, максимально приближены к исходному роману. С поставленными режиссерскими задачами справились, пожалуй, все, кроме Марии Фокиной. Не получилось у нее сыграть девочку, в которую влюбился Географ.

Подшефные ребята дразнят Служкина «Географ глобус пропил», и эта фраза становится в их устах чуть ли не древней максимой. Зондеркоманда в лице учеников девятого класса кажется сначала ну совсем безнадежной группой «собак адидас». Однако сплав по Чусовой, естественно вместе с Географом, раскрывает их формирующиеся личности, обнажает настоящие человеческие качества.

Музыкальное оформление спектакля выбрано блестяще, добавляет в пространство веских смысловых полутонов. Все театральное действо, в частности благодаря Артему Кукушкину, Антону Зольникову, Павлу Толкачеву и Евгению Сухотерину, подано задорно, залихватски-хулиганско, от него веет уличным неформальным духом. Звучат «неформальные» группы «Nautilus Pompilius», «ДДТ», «Агата Кристи» и другие, разогревая ностальгию по все тем же 90-ым. В екатеринбургской «Чайке» похожая звуковая нагрузка, но эпатажнее, ведь в ироническом детективе Акунина преследуются совсем другие цели и преступники.

Ключевой момент спектакля, его щемящая сердцевина – это сцена, где играет песня группы «Тараканы» «Я смотрю на них». Получается, в «Географе» огромное место занимает тема взросления. Страшно бывает узнать что-то о выросших одноклассниках и друзьях детства. Узнать не в виртуальной реальности, через социальные сети, а в настоящей жизни. К этой проблематике обращались и Евгений Гришковец (интимно и ностальгически), и Василий Обломов (трагично в песне «Одноклассники»). У Максима Кальсина и Алексея Иванова получилось так: человек улыбается, а вокруг глаз проступают морщинки, которые говорят даже о том, о чем боятся сказать мокрые от слез глаза.

Впрочем, зал был полон, причем преимущественно молодежью. Почему так? Сарафанное радио сообщило о «прикольном спектакле»? Билеты хорошо распространялись по вузам и профкомам? В конце концов, молодые люди так неистово интересуются современной драматургией? Однако не будем сгущать аудиторные краски.

Зал в аншлаге. Точка. Двоеточие: публика реагировала прекрасно, живо и с удовольствием поддерживая аплодисментами темп похождений Служкина.

Жанр можно определить как «Road-play»: во время всего первого действия перед нами была электричка, обклеенная газетами, во втором мы видим другое транспортное средство – катамаран. Антураж сплава реализован с помощью реалистичных декораций: вода, катамаран, весла. А на экране демонстрируются живописнейшие пейзажи, которые может наблюдать путешественник, хлебнувший «отравы бродяжничества».

Финал освещен светлой балладой Юрия Шевчука «Это все». Не стоит ругать спектакль за натурализм, некоторые пикантности, за курение на сцене. Через «Географа» идут просто колоссальные лирика и нравственность, никогда и не снившиеся ревнителям благочестия.

ближайшие спектакли

26апреля
18:30Array2 ч. 30 мин.

ЛУНЕНБЕРГ

Норман Фостер
27апреля
11:00Array1 ч. 15 мин.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА В САПОГАХ

По мотивам пьесы Гейнца Калау
27апреля
15:00Array1 ч. 30 мин.

ЗЕРКАЛА

Олжас Жанайдаров