Спектакль режиссера Максима Кальсина «Географ глобус пропил» по тексту Алексея Иванова
Министерство культуры области рекомендовало мне посетить спектакль «Географ глобус пропил», как одну из лучших постановок Пятого театра. В начале сезона спектакль был показан на театральном фестивале в Воронеже, где имел громкий успех, «был удостоен овацией и бронзовой Шапкой Мономаха – одним из главных призов фестиваля». Спектакль столь же успешно был показан в Москве, Ташкенте, Алма-Ате. С таким уведомлением я поспешил насладиться высоким искусством.
Учитель Виктор (артист Евгений Фоминцев) крепко пьет, по-черному, предпочтительно из горлышка. На протяжении спектакля он напивается до положения риз несколько раз. Как-то учительница, его коллега Кира (Мария Старосельцева) привычно пришла соблазнить его, дала ему денег на две бутылки и пошла в душ. Кира классически обольщает его: обнажила одно плечико, затем другое, и вот уже зритель видит пупок ее, но учитель географии не видит этих прелестей. Успев выпив почти обе бутылки, он уже позорно валяется на полу. Свадьба не состоялась. По пьянке он ломает ногу, не помня где, и это еще одна героическая страница его биографии.
Он женат, но с женой Надей (Ольга Ванькова) он не имеет близости уже год. Он вроде бы и не прочь, но жена упрекает его в ничтожестве и не признает свои супружеские обязанности.
Абсолютно все взрослые персонажи – блудники и блудницы, включая Надю. Все их заботы сводятся к тому, как выпить и кто с кем остается «на всю ночь». Кто-то из персонажей называет Виктора добрым и таким подают его зрителям создатели спектакля, но этот добрый учитель пинком вышвыривает с урока непослушного ученика. Доброта его проявляется в том, что он сводничает, уступая на ночь парочкам свое жилище, но это бы еще ладно. Географ предлагает другу Будкину свою собственную жену, маму своего ребенка, как это водится у чукчей, уговаривая также и ее. Он мотивирует свой маразм тем, что желает ей счастья и ему кажется, что она будет счастлива именно с проходимцем Будкиным. Те оба соглашаются и исполняют его просьбу, но на Надю подобный эксперимент не производит яркого впечатления и она, как ни в чем небывало, остается с мужем Витей – вариант «любви втроем». Такой герой нашего времени предлагается зрителям.
Ученики на его уроках безобразничают, играют в карты. Играет с ними и он: выигрывают они – он отпускает их домой.
Знаковым событием является поход девятого класса на катамаране по реке. К началу похода школьники приносят Географа на носилках, поскольку он преступно напился до невменяемого состояния. Несовершеннолетние школьники, предоставленные сами себе, погружают его на катамаран и отправляются в путь.
Критики в один голос твердят, что это был хитрый план то ли учителя, то ли режиссера приучить подростков к самостоятельности, что школьники вернулись из похода преображенными, и в этом смысл спектакля. На самом деле никакого возрождения с ними не произошло, для этого нет никакой духовной основы. Они пьют на привалах с учителем алкоголь (педагогическая инновация), хамят, как и раньше друг с другом. Маргинал, пьяница и блудник не может дать детям того, чего не имеет сам. Вот если бы, к примеру, он кого-то спас на реке от гибели, рискуя собственной жизнью, то это могло бы создать ему авторитет. Однако никакого действия не происходит, он лишь время от времени произносит заученные сентенции и одной из учениц – Маше (воспитанница Лицейского театра Мария Токарева) читает стихи.
Спектакль сделан режиссером профессионально: узнаваема обезображенная демократами школа и безнравственность значительной части населения, эффектны технические приемы, создающие впечатление движущегося поезда или катамарана; забавны сцены со смертью Брежнева и с пионерами, в которых режиссер время от времени превращает давно выросших персонажей. Узнаваем тип зашоренной советской учительницы в лице зауча (Лариса Гольштейн). Интересно введение в спектакль, когда в движущемся вагоне дан социальный срез общества: сектантки из белого братства, скинхеды, женщины с кошелками, проводник и прочие.
Хороша игра ведущих артистов: Евгения Фоминцева, Алексея Погодаева, Ольги Ваньковой, Марии Долганевой, Анастасии Лукиной, Александры Урдухановой, но как можно восхищаться блудниками и пьяницами? Особенно обаятелен Алексей Погодаев в роли Будкина – шутника и балагура, находчивого и неунывающего парня.
Когда все они выходят на поклон, в зале раздается буквально вой одобрения. Шумят и восхищаются школьники, им по душе, что так позорно выставлены учителя, что можно пить водку вообще и с учителями в частности, играть с ними в карты на уроках, а про учебу и говорить смешно. Но позвольте, откуда же здесь взялись школьники, их не должно быть в зале?
Дело в том, что 28 июля 2012 г. издан федеральный закон № 139-ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступил в силу с 1 сентября 2012 г. Согласно этому закону теперь каждый спектакль должен быть маркирован одной из цифр: 18+, 12+, 6+, 0+. Театр сам выбирает дозволительную категорию зрителей и спектакль «Географ пропил глобус» обозначен цифрой 18+. Таким образом, театр сам, чтобы там не говорили критики, вынужден признать вредность своего творчества для подростков младше 18 лет. Мне остается лишь добавить, что спектакль вреден и для всех совершеннолетних граждан, т.к. им грязь и пошлость жизни, порок выдают за обычное дело. Искусство как форма общественного сознания обязано поднимать людей духовно, а не опускать их до уровня животных. Спектакль лишь натурально воспроизводит не лучшую действительность, удваивает ее – только и всего.
Поскольку реально не существует школьников старше 18 лет, то их и не должно быть на этом спектакле. И здесь театр попал, вероятно, в щекотливую ситуацию: спектакль создан до принятия названного закона в первую очередь именно для школьников, а теперь дорога им туда заказана. Тем не менее, школьников было много. Ошибиться было нельзя, когда в раздевалке пара учительниц, выйдя пораньше, получала пальто внезапно повзрослевшим школьникам не старше 14 лет, ростом мне едва по грудь.
Задумываясь на феноменом всеобщего восторга зрителей на подобных спектаклях, приходишь к выводу, что незаметное привыкание к заразе безнравственности происходит повсеместно: в Омске, Москве, в кругу руководителей театров, в школах… Постановщики подобных спектаклей умело навязывают зрителям в качестве положительных героев ничтожных развращенцев. Ведь Географ получает в итоге подарок в виде любви самой хорошенькой выпускницы Маши. Гадкую участь приготовили они этой юной романтической девушке, проча ее за алкоголика.
Управляют же постановщиками заплечных дел мастера из Москвы, где особо швыдкий и пакостливый Мастер, любимец президентов, готовит «маски» и «шапки» для подобных спектаклей, вредных для здоровья и развития молодежи. В связи с этим никак не могу разделить радость театра и Министерства культуры по поводу награждения спектакля «Шапкой Мономаха». Владимир Мономах – Великий Князь, Креститель Руси и награждать от его имени подобные спектакли, значит осквернять это святое имя.
Происходит возврат к дохристианским временам, когда римский плебс, лишенный политических прав, вопил в огромных амфитеатрах: «Panem et circenses» (хлеба и зрелищ). На сцене сражались гладиаторы, убивая друг друга, звери терзали христиан первых веков, что означало конец Римской империи. В современной России неспроста время от времени ожидают конца света. Одним из признаков его является то, что психология нынешнего деградированного зрителя стремительно приближается к психологии канувших в историю язычников, искавших только развлечения.
Чему же аплодирует зритель? Выдающейся игре? Но на сцене, прямо скажем, нет гениальных исполнителей. Техническим решениям? Но они в драматических спектаклях сугубо второстепенны, в отличии, скажем, от цирка. Получается, что зритель аплодирует гротескному отражению безнравственной жизни, которой театр не делает соответствующей отрицательной оценки, выдавая ее за норму и говоря: «Ведь так бывает». В итоге зритель аплодирует пороку, бездуховности и своей ущербности.