БЕРЕГИНЯ


11 апреля 2022

Из рода в род восходит Солнце. На сцене омского театра чествовали Берегиню

Альбина Ниязова. Аргументы и Факты

8 апреля в Пятом театре состоялась долгожданная премьера спектакля-баллады «Берегиня». На сцене омского театра перемешалось всё: фольклорные мотивы, пластика, музыка, драма. Жизнь и смерть в бесконечном круговороте шли бок о бок.

Древние корни

«Берегиня» — история всего женского рода: от рождения до самого конца. Спектакль не зря был назван в честь древнеславянской богини, породившей начало всего человечества. Сейчас не так-то просто определить этимологию славянской мифологии, но есть предположения, что слово «берегиня» связано с именем громовержца Перуна и со старославянским «перегыня», что означает «холм посреди леса». А ещё на ум приходит слово «оберег», ведь богиня, от которой произошёл род человеческий, должна оберегать своих детей.

Всё это нашло отражение на театральной сцене: декорации в виде переплетённых крон деревьев, прозрачная лесная река, чистота природы, в которой жизнь идёт своим чередом.

Многоликая команда

По правде говоря, «Берегиня» — не новинка для омского зрителя. Режиссёр Игорь Григурко ставил этот спектакль ещё 17 лет назад с театром «ЧелоВЕК» из Бурятии. Правда, за эти годы изменилось само восприятие автора, поэтому нынешняя постановка — свежий взгляд не только на саму «Берегиню», но и переосмысление отношения к жизни. Не изменился лишь сам образ богини «Берегини» и её символизм.

Со сцены посреди переплетённой кроны деревьев и лесной реки прозвучали 20 песен-баллад — 20 историй о жизни человека. Из всего репертуара две песни — авторские, всё остальное — потрясающее переосмысление фольклорных композиций. Традиционные мотивы сменились на понятный для современного зрителя манер исполнения. Аранжировщиками выступили давние коллеги режиссёра из Улан-Удэ Анастасия Дружинина и Юрий Банзаров. Они наполнили «Берегиню» звучанием комуза, моринхура и других народных музыкальных инструментов.

Все колыбельные, застольные песни, частушки и горестные напевы были исполнены вживую. Примечательно, что даже во время репетиций артисты тренировались без «фанеры».

«Все поют живьём. Был разговор о том, чтобы сделать поддержку в виде фонограммы, мало ли что произойдёт. Но пока нет, все поют и только живьём, — пояснил Игорь Григурко, — Вы услышите даже звуки лягушек, волка, вороны — это всё издают артисты».

Для того чтобы поставить правильное звучание, к созданию спектакля была привлечена фольклорист и руководитель этнопроекта KANVA Евгения Амарцева. Во время подготовки она учила артистов использовать горизонтальный (народный) вокал, а впоследствии сама стала участницей постановки — Евгения исполнила роль Берегини и спела 18 из 20 баллад.

Художником по костюмам стала знаменитый омский дизайнер и создатель собственного бренда Анна Долганёва. Она и её творческая команда сотворили аутентичные костюмы на основе традиционных одеяний славян.

Магия рисунков тела

Сюжет «Берегини», несмотря на старославянские мотивы, понятен зрителю, словно прочтение спектакля заложено в нас. Цикл человеческой жизни со сменой действующих персонажей остаётся тем же: рождение, взросление, любовь, свадьба, рождение детей, быт и смерть. А порой в жизни случаются трагедии и горе стучится в каждый дом…

Так и на сцене Пятого театра счастье ходит рядом со страданиями. Пластический рисунок спектакля обостряет переживания персонажей. Завораживающая магия древних обрядов говорит на одном языке со зрителями. Спектакль, заряженный мощной энергетикой, доносится до каждого сидящего в зале.

Кстати, ещё до премьеры артисты признавались, что «Берегиня» сплотила и без того дружный коллектив. Актёр Станислав Горенбахер отмечал, что проект подарил «чувство партнёрства». Главному режиссёру же удалось подчеркнуть талант и трудолюбие омских артистов.

«Работать с такой командой — одно удовольствие. Ребята выкладывались не просто на 100%, на все 200», — сказал Игорь Григурко.

Примечательно, что «Берегиня» представлена в двух версиях: актёры те же, вот только их роли поменялись. Мария Долганёва и Елена Лукманова сыграли в дублях противоположные роли — Горе и Ангела. Это, безусловно, меняет атмосферу спектакля.

Омские самородки

Бриллианты омского театра — главная причина успеха «Берегини». Игорь Григурко вспоминал, как артисты готовились, не жалея себя, проводили долгие часы на репетициях. Такая команда — настоящий подарок свыше. Однако, по словам режиссёра, дарованиям нужно помогать.

« Хотел бы обратиться с минкульту Омской области, чтобы обратили внимание на этот театр (Пятый театр, — Ред.). Этому театру нужна срочная реконструкция. Потому что если этих ребят упустить, они разбегутся, — заключил Игорь Григурко, — Таких команд в России очень мало. Помочь им нужно, помочь… На этот театр надо обратить внимание и как можно быстрее».

ближайшие спектакли

20апреля
18:00Array3 ч.

ЯМА

Александр Куприн
21апреля
15:00Array1 ч.

ОДИНОЧЕСТВО

ASMR-спектакль
21апреля
18:30Array1 ч. 40 мин.

ОМСК. ЛЮДИ