К постановке «Женитьбы» в Пятом театре вполне подходит гоголевский подзаголовок пьесы: «Совершенно невероятное событие…» Притом «невероятное» не только на взгляд неискушенной в сценических новациях публики, но также повидавших всякие режиссерские дива театралов и все же заинтригованных явлением Подколесина — Оленберга.
Меньше всего похожего на знакомого по другим интерпретациям пьесы увальня, размазню, а куда более «тонкую штучку». Своего рода вариацию онегинско-обломовского типа со свойственным подобным литературным героям стремлением сохранить независимость и, уж во всяком случае, не оказаться повязанным семейными и иными путами, как бы убедительно ни были обставлены их мнимые или подлинные преимущества. Потому предстает Подколесин перед купеческой дочкой эдаким щеголем и ни видом, ни характером своим не напоминает хрестоматийно-занудного чиновника из первоисточника. «Лондонский денди», да и только… А еще точнее — Чацкий! Легкая походка, движения стремительны, взгляд быстрый, умный. Он мало годится на скучную роль жениха и в новом своем качестве, как утверждает постановщик, ближе, интереснее нашему времени. Времени, всё явственнее погружающемуся в трясину меркантильных расчетов, от которых готов хоть «к тетке, в глушь», хоть в окно бежать Чацкий — Подколесин.
Под стать режиссерским неожиданностям — оформление спектакля. Художники Март Китаев и Михаил Платонов приподняли гоголевских героев над жесткой твердью сцены, и это зыбкое, нереальное местоположение, где они — словно на батуте — парят на своеобразной плоскости, читается как дополнительная их характеристика, стремление уйти от рациональных суждений и расчетов в мир возвышенный, мир мечты. Сама же держащаяся на едва заметных тросиках подвижная конструкция трансформируется по ходу действия то в диван Подколесина, то в дверь, соблазняющую потенциальных женихов возможностью разглядеть в щелочку некоторые достоинства Агафьи Тихоновны. И еще — в своеобразный подиум, демонстрирующий все ее великолепие. Перечисление было бы непростительно неполным, если забыть, что под занавес эта плоскость становится самым знаменитым в русской литературе окном.
На тросиках же по маршруту «вверх — вниз» совершает редкие рейсы безлошадный экипаж, из которого появляются -сначала — прелестная ножка Агафьи Тихоновны, а в финале -убегающий из-под венца Подколесин. Слева это транспортное средство уравновешивает нечто вроде люльки, где коротает время слуга Подколесина Степан (арт. Виталий Сосой).
Такое прочтение «Женитьбы» как будто не только не противоречит Гоголю, но — наоборот — наконец-то обнаруживает подлинное лицо его комедии. А что, Николай Васильевич был горазд на разного рода мистификации. Лишь сравнительно недавно механику Звягину (из рассказа Шукшина «Забуксовал») удалось обнаружить, что тройка-Русь мчит, оказывается, в светлое будущее… прохиндея Чичикова. В нашем же случае Анато-
лий Праудин отыскал сходство Ивана Кузьмича Подколесина с не забытыми еще со школьного курса «лишними людьми». Действительно, героя Сергея Оленберга подчас не отличишь от них. Даже поза иной раз почти как у роденовского «Мыслителя»…
Дальше — в том же духе, и все бы ничего, если б в какую-то минуту, когда авторы спектакля совсем было собрались сразить зрителей очередным парадоксом, не показалось, что со своей высоты ухмыльнулся Гоголь, самый хитрый из русских классиков, словно призывая не слишком зарываться и, если уж решились на нетривиальную постановку «Женитьбы», постараться хотя бы, чтобы концы в ней сходились с концами.
В самом деле, какие сомнения могут одолевать Агафью Тихоновну, лицезреющую абсолютно неотразимого Подколесина рядом с карикатурными фигурами других женихов, хотя они в исполнении Андрея Крылова (Анучкин), Виктора Черноскуто-ва (Жевакин) и Бориса Косицына (Яичница) пришлись бы весьма кстати традиционной постановке пьесы? И Кочкареву (которому просто повезло, что его роль досталась Сергею Зубенко) ни к чему так усердствовать, стараясь оттеснить их от Агафьи Тихоновны. Наконец, не совсем ясно, что делать в данной ситуации свахе, тем более что с Феклой Ивановной (арт. Лариса Антипова) тоже случилась странная перемена. Когда она появляется, поневоле начинаешь недоумевать, почему эти озабоченные матримониальными проблемами мужчины проходят мимо такой красоты и стати. Что, у них глаз нет?.. Бог с ним, со сказочным превращением Феклы Ивановны, если б, реализуя его, режиссер хотя бы убрал с пути гоголевские реплики, указывающие на почтенные ее года, так нет же… Решил, возможно, что возрастную роль любопытно представить подобным образом.
Вот и получилось, что на сцене присутствуют как бы две «Женитьбы». В первой действуют женихи — один любопытнее другого, змей-искуситель из породы гоголевских чертей, отзывающийся на фамилию «Кочкарев», быстроглазая Дуняшка (арт. Ульяна Татаренко). Во второй — Подколесин, Агафья Тихоновна и двусмысленно затесавшаяся между ними красавица Фекла Ивановна.
Как видим, драматургический материал оказывает известное сопротивление чрезмерно вольному обращению с ним. Все-таки Подколесин — как его ни переодевай — не очень походит на героев Грибоедова и Пушкина. Конечно, Онегин тоже избегал брачных уз, а Чацкий не пожелал оставаться в доме Фамусова, но мотивы их поступков носили, согласитесь, несколько другой, чем у Подколесина, характер. Да и диван Ивана Кузьмича не спутаешь с обломовским.
Подколесин принадлежит к иной среде, иной социальной группе и уж, во всяком случае, никаким боком не касается дворянской интеллигенции, к которой должно причислить Онегина, Чацкого, Печорина, но отличается от этих аристократов духа прежде всего леностью мысли, едва ли не полным параличом ее. Горе его вовсе не от ума. Встречное предположение, что мы наблюдаем некое развитие данного типажа — то, во что выродились чацкие лет, эдак, через пятнадцать-двадцать, — тоже не проходит, поскольку персонаж Оленберга позаимствовал качества еще не деградировавших «лишних людей». Он так же молод, также неудержим, как они, не чета безвольному, панически боящемуся любых перемен, любого движения Подколесину.
Все это настолько очевидно, что множить перечень различий между ним и тем же Чацким, к примеру, и, значит, подозревать режиссера в недостаточном знании классики, выглядит не самым продуктивным времяпрепровождением. У меня даже мелькнула мысль: а не захотел ли он пошутить над нами и «сфантазировать» на сцене совершенно бесподобный пассаж Агафьи Тихоновны?.. Помните? «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…» Похоже, Анатолий Праудин тем и занялся — только на свой лад. Одарил гоголевского героя чем-то от Онегина, чем-то от Чацкого, чем-то от Обломова — и появился Подколесин — Оленберг. Ничего страшного, даже любопытно. Стоило только сделать соответствующую пометку в афише да придумать другое название- «Не хочу жениться!», например… По аналогии и как логичное продолжение спектакля прошлого сезона «Хочу жениться!», в программке которого все-таки указано, что поставлен он «по мотивам комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Сильно расстраиваться по поводу отсутствия такой приписки, впрочем, не нужно, поскольку именно в то время, когда мы с трудом привыкаем к непохожему на самого себя Подколесину и внезапно помолодевшей свахе, робко, как то и подобает на смотринах, в спектакль входит Агафья Тихоновна — Долгане-ва. Хорошенькая-прехорошенькая. Каждое движение ее, каждый поворот кукольной головки — восторг, а улыбка… Миллион за улыбку! Ради такой невесты можно — вслед за Анучкиным — поступиться приданым. Или исподтишка — как змееподобный Кочкарев — приударить за нею. Подколесин же решает жениться. Немедленно! Сию минуту! Марии Долганевой — единственной! — удается соединить, казалось бы, несоединимое — гоголевские реалии с фантазиями авторов постановки — и каким-то чудом удержать равновесие на этой шаткой (в прямом и переносном смысле слова) конструкции.
Здесь необходимо заметить, что оформление «Женитьбы», хотя и не расходится с оригинальной версией пьесы, само по себе вряд ли может быть признано вполне оригинальным. Март Китаев и Михаил Платонов далеко не первые подняли действие «на воздуся». Да и ставшая сценографическим символом спектакля трансформирующаяся плоскость не в диковинку, а напоминает о спектаклях старой Таганки — том же занавесе в «Гамлете» или превращениях бортов грузовичка в «Зорях».•• Коляска же, заехавшая в «Женитьбу» прямиком со спектакля Театра драмы «Брат Чичиков», показалась и вовсе эстафетной палочкой для очередной гоголевской постановки в Омске…
Только уж лучше так, чем иначе. Лучше фантазировать, удивлять парадоксами, всякий раз рискуя споткнуться о них, чем, не поморщившись, повторять пройденное, от которого никому уже давно ни холодно, ни жарко. И которое ни на йоту не может приблизить нас к Гоголю.
«Женитьбу» Анатолия Праудина в этом не упрекнешь. В ней столько мысли, столько выдумки, что их с лихвой хватило бы на несколько постановок. Некоторые эпизоды смотрятся законченными картинами.
А как много рассыпано по действию «ожиданных» и неожиданных приспособлений… Вот Яичница — Борис Косицын, обличием и манерами напоминающий сразу и Собакевича, и Брежнева, дарит Агафье Тихоновне плюшевого медвежонка, чем-то похожего на него самого, — видели бы вы их лица в эту минуту… И нелепое деревцо вместо цветов, что преподносит Анучкин — Андрей Крылов, не остается незамеченным. Тем паче огонек в ладонях Подколесина — Оленберга — с какой надеждой он освещает зал… Когда же Агафья Тихоновна, вконец измученная ожиданием женитьбы, поднимает белый занавес и, шатаясь, исчезает с ним, словно с венчальным платьем, за кулисами, зрители, уже больше трех часов наблюдающие перипетии известной разве что не наизусть комедии, не дожидаясь финала, взрываются аплодисментами.
Такая вот получилась «Женитьба»… С Гоголем — и без Гоголя. «Правильная» — и «совсем неправильная». Но смотреть ее – хорошо.
Марк Мудрик. Не хочу жениться // Мудрик М. Конспект сезона. Ремарки из театрального зала. Омск, 2003.