ОТЦЫ И ДЕТИ


19 октября 2022

«Нигилизм – это очень современно». Омский театр ставит «Отцы и дети»

Татьяна Попова. Вечерний Омск

В Пятом театре близятся к финалу репетиции спектакля по роману Тургенева. Зрителям обещают историю о ценности человеческой жизни в декорациях фантазийного пространства Базарова.

Произведение Тургенева «Отцы и дети» относится к той классике литературы, которую любят режиссеры: роман часто появляется на театральной сцене. Омск не исключение. За последние четыре года это будет уже вторая постановка: в 2019 году в ТЮЗе вышел спектакль, сделанный на тот момент главным режиссером Евгением Рогулькиным. Правда, сыграли его артисты всего пару раз, сейчас «Отцов и детей» в афише ТЮЗа нет – спектакль заморожен на время реконструкции здания театра, к тому же исполнитель главной роли уже не работает в этом театре. Сравнить зрителям будет не с чем, да и не стоит этого делать: каждое сценическое воплощение романа – это личное прочтение тургеневского текста режиссером. Он неизменно перекраивает ткань первоисточника, будь то сам роман или инсценировка, избавляясь от, на его взгляд, неважного и подчеркивая линии и мотивы, о которых хочется высказаться.

В Пятом театре вместе с артистами и постановочной группой по-своему читает роман режиссер-постановщик Людмила Исмайлова – ученица Леонида Хейфеца, главный режиссер Русского государственного драматического театра г. Стерлитамак. Омичам она знакома по спектаклю «Страна Айгуль», показанному в Пятом театре на фестивале «лиТЕрАТуРа». Ее версия «Отцов и детей» – это не бытовой спектакль: режиссер уверена, что любой роман, в котором априори нарушено драматургическое правило триединства (единство времени, места, действия), невозможно сделать бытовым спектаклем.

– В нашем спектакле социальная линия минимальна. Крестьяне, дворяне, княгиня – эта тема была насущной во времена Тургенева, сейчас же мы ее не совсем понимаем. На мой взгляд, неактуален советский разбор произведения: я сомневаюсь, что Базаров – борец за революцию. Мне кажется, там про любовь, – объясняет режиссер. – Я стараюсь рассматривать произведение с точки зрения общечеловеческих ценностей, и в спектакле мне хотелось поговорить о величайшей ценности человеческой жизни – жизни каждого отдельно взятого человека.

Рассказывая о концепции спектакля журналистам на «Культурном завтраке» в ресторане «Где же кролик», Людмила Исмайлова подчеркнула, что не согласна с некоторыми знакомыми всем со школьной скамьи трактовками произведения. Их зритель на сцене Пятого не увидит. Но что ему уж точно обещают – Базаров непременно останется выраженным нигилистом.

– Нигилизм из спектакля выкинуть нельзя, это очень современно. Посмотрите, мы же с вами все сплошь нигилисты – мы всё отрицаем, – улыбается режиссер-постановщик. – Версия же о том, что, мол, в романе  отцы против детей, борьба старого мира с новым – это огромное заблуждение. У Тургенева напротив – роман о том, что каждый человек проходит свой путь от начала и до конца, от детей до отцов, каждый приходит к одному и тому же итогу – создать пару, родить детей, самому стать отцом. И мелкие противоречия поколений ничто по сравнению с вечностью, когда смерть стоит рядом. 

Художником-постановщиком спектакля выступает лауреат «Золотой маски» Альберт Нестеров. Его декорации и костюмы работают на идею небытового спектакля: действие разворачивается в фантазийном пространстве Базарова. Зрителям обещают фантасмагорические вещи, которые происходят в воспаленном сознании главного героя. Его роль, к слову, исполняет Дмитрий Исаенко – актер, который, по его собственным словам, заново постигает своего персонажа, и новое видение не перекликается с трактовкой, знакомой со школы.

– Смерть Базарова – это рок, человеческая трагедия, – говорит артист. – Человек, который делает в своей жизни выбор, никогда не знает, к чему этот выбор может привести. Он не замечает то, что было бы правильно выбрать, но делает выбор в другую сторону. Часто раскаивается, а иногда раскаяние наступает только на пороге смерти. 

Аркадия Кирсанова в готовящемся спектакле играет Егор Лябакин. Артист искренне рад, что ему достался именно этот герой.

– Со школы Аркадий никак не остался в моей памяти, я помнил только отдельные сюжетные линии романа. Только сейчас, в процессе работы над спектаклем, перечитал Тургенева. И Аркадий – прекрасный персонаж! Я рад, что играю именно его – возможно, даже больше рад, чем если бы я играл Базарова. Интересно всегда изменение персонажа, и лично для меня именно в Аркадии происходит самое большое изменение, – говорит Егор. – Из его мироощущения исчез Базаров. Это самое лучшее, что с ним случилось.

Премьера спектакля «Отцы и дети» в Пятом театре назначена на 4 ноября.

16+

ближайшие спектакли

26апреля
18:30Array2 ч. 30 мин.

ЛУНЕНБЕРГ

Норман Фостер
27апреля
11:00Array1 ч. 15 мин.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА В САПОГАХ

По мотивам пьесы Гейнца Калау
27апреля
15:00Array1 ч. 30 мин.

ЗЕРКАЛА

Олжас Жанайдаров