23 марта 2022
Уже в апреле артисты покажут публике театральное фэнтези – спектакль «Берегиня» в постановке режиссера по пластике Игоря Григурко.
Григурко хорошо известен в российском театральном мире как преподаватель пантомимы, пластики и сцендвижения, а также создатель, художественный руководитель и режиссер театра «ЧелоВЕК». Во время «Культурного завтрака» в ресторане «Где же кролик» создатели будущего спектакля поделились подробностями предстоящей премьеры.
«Вечерка» выбрала семь самых интересных фактов о необычной постановке.
1) Спектакль-баллада состоит из 20 песен – 20 эпизодов, которые соединены общей историей и показывают судьбу одного человеко от рождения до смерти. Две песни инструментальные, пять – авторский материал, а все остальные – художественные вариации на тему традиционных фольклорных песен. Гости театра услышат не аутентичное исполнение, а современную подачу – то, что понятно сегодняшнему зрителю. Народные баллады, колыбельные и застольные песни звучат в сочетании с электроникой и в современной аранжировке, а вот поют артисты вживую. Специально для того, чтобы поставить артистам народный голос, режиссер Игорь Григурко пригласил профессионального фольклориста, педагога, руководителя этнопроекта KANVA Евгению Амарцеву. В процессе работы она не только стала соавтором музыкальной части спектакля и преподавателем народного вокала для актеров Пятого, но и исполнительницей роли Берегини.
2) В спектакле звучат хомус (он же варган), монгольский морин хуур и другие народные инструменты. Но звучат не в чистом виде, а вплетаются в фонограмму, записанную со всеми современными тенденциями: с электронными пэдами, тщательно выписанной ударной секцией и т.д. Над созданием аранжировок и записью фонограммы работали музыканты из Государственного бурятского академического театра драмы имени Х. Н. Намсараева.
3) Фольклористу Евгении Амарцевой и театральному деятелю Игорю Григурко в процессе работы не раз приходилось идти на компромиссы, чтобы одновременно добиться и бережного отношения к наследию предков, и соблюдения театральных законов. И в этих компромиссах порой рождались интересные находки. Так, Игорь Григурко нашел информацию, что в язычестве девушкам, выходящим замуж, отрезали косу, потому что в волосах есть дух рода. И косу срезали, чтобы этот дух ее прежнего рода не пошел в новый. Такой эпизод должен был появиться в спектакле, однако Евгения опровергла информацию. утверждая, что такого не может быть: косу отрезали только плохим девушкам, «не соблюдающим порядок». Так театральность и зрелищность вступили в спор с достоверностью – и родилась совершенно новая трактовка эпизода, которую зрители увидят на премьере.
4) Во время репетиций актеры стали физически более выносливыми, показывают чудеса акробатики, в гримерках демонстрируют друг другу синяки и, как сами признались, активно худеют. От артистов спектакль требует больших физических, эмоциональных и мыслительных затрат.