В «Пятом театре» состоялась премьера мюзикла «Джейн Эйр. На краю бездны». В зале был аншлаг, и уже к середине первого действия стало понятно, что зритель принял новую постановку: аплодисменты звучали после каждого музыкального номера, а на поклоны актёрам пришлось выходить несколько раз.
Что же так тронуло зрителя? Многое, судя по репликам в антракте и на выходе из театра, да и по собственным впечатлениям.
Конечно, многие шли на название: «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте — один из самых известных в мире «романов воспитания», девочки зачитываются им лет с десяти. А если учесть массу экранизаций, то, наверное, людей, не знакомых с его героями, просто не существует. И несмотря на то, что у каждого есть своя Джейн Эйр и свой Эдвард Рочестер, зрители отмечали, что актёры (Алёна Фёдорова и Вячеслав Болдырев) точно попали в характеры персонажей.
Немалую часть зрителей привлёк и жанр постановки: мюзикл. Причём, композитор Ильдар Сакаев избрал поп-роковую манеру подачи музыкального материала, характерную для французского мюзикла. Прозвучавшие в спектакле музыкальные номера вполне могут существовать самостоятельно как эстрадные, что и подтверждалось аплодисментами после каждой песни. Надо сказать, что под руководством Виктории Иноземцевой актёры «Пятого» хорошо справились с вокальной нагрузкой.
Тут могло бы возникнуть противоречие: история из 19-го века, музыка — из 21-го. Как они могут сочетаться? Но здесь найден очень удачный ход: у истории есть рассказчик (Сергей Худобенко), он её и начинает. Этот человек, судя по внешнему виду, наш современник. Возможно, музыкант; возможно, литератор. У него есть свои арии, движущие повествование, а иногда он появляется где-то на периферии действия и как бы помогает героям в его развитии. Может быть, всё, что мы видим, и есть — плод его воображения, фантазии на тему любимого романа.
Конечно, умиление зрителей вызвало и участие в спектакле детей: воспитанниц приюта и учениц сельской школы играли участницы «Проекта 313» (руководитель Ирина Горэ, она же и хореограф спектакля). Юные исполнительницы справились со своей задачей без скидок на возраст.
В спектакле много пластических номеров: гости на балу, призраки участвуют в истории только через движение, им не нужны слова. Как и Марии Долганёвой в роли Берты Рочестер, сумасшедшей жены Эдварда.
«Джейн Эйр» «Пятого театра» — это взгляд на известную историю из сегодняшнего дня. Дистанция создаётся костюмами, не копирующими, а обыгрывающими викторианскую эпоху, и подчёркнуто условной сценографией. Её создали художник Татьяна Ногинова и видеограф Дарья Здитовецкая. Замки, экипажи, пейзажи — всё это создаётся с помощью видеографики как иллюстрации к знакомому произведению.
Порой, зритель даже видит на экране, что записывает Джейн Эйр, фиксируя свою историю.
Режиссёру Максиму Кальсину удалось создать целостное действо из таких разнородных элементов. Он смог объединить эпохи, найти в романе 19-го века темы, актуальные и сегодня, напомнив нам, что любовь всегда права, и ей по силам преодолеть любые испытания и удары судьбы.