новости


«Пятый театр» подводит творческие итоги 2023 года

В 2023 году Омский государственный драматический «Пятый театр» выпустил семь премьер.

15 февраля 2023 года «Пятый театр» представил пластический спектакль, режиссёром-постановщиком, режиссёром по пластике, художником-постановщиком выступила актриса «Пятого театра» Ксения Огарь и назвала свою постановку «Я» . В этом спектакле приемами пантомимы, танцем и пластикой актёры рассказывают историю девушки по имени Ева: рождение, знакомство с собой и миром, первая любовь, разочарование,  поиски ответов на вечные вопросы. Спектакль побуждает зрителя взглянуть на себя со стороны, заставив вспомнить яркие переживания и заново пережить их. «Постановка возникла в рамках проекта Пятого театра «Человек играющий», где полноценные спектакли создаются исключительно силами самих актёров. Как призналась режиссёр Ксения Огарь, это полностью автобиографический спектакль. Семь воплощений «я» здесь символизируют различные грани одной личности» — написала о спектакле журналист Татьяна Попова на новостном сайте «Вечерний Омск».

17 марта 2023 года «Пятый театр» представил премьеру спектакля «Омск. Люди», в основу которого легли интервью с жителями города. Кто-то вспоминает город-сад и мечтает вернуться в Омск своего детства; для кого-то Омск – это новые кварталы левого берега; для кого-то место возможностей; для кого-то Омск – это серые панельки и зима. Документальный спектакль  поставил режиссёр Алексей Размахов в тесном сотрудничестве с драматургом Юлией Поспеловой. Художником-постановщиком выступила Юлиана Лайкова, художником по свету Тимур Саитов. У постановочной группы получился спектакль-исследование на тему взаимоотношений человека с пространством, в котором он проживает свою жизнь.

3 июня 2023 года в афише «Пятого театра» появилась сказка Елены Лукмановой «Дом, в котором нескучно». Герои сказки в ходе представления учат ребят всё вокруг превращать в увлекательную игру. Для этого актёры призывают зрителей внимательно посмотреть по сторонам и включить своё воображение.

1 июля 2023 года «Пятый театр» представил премьеру спектакля «Хлестаков. PS». Режиссёр-постановщик Антон Коваленко так объяснил своё решение спектакля: «Острие идеи спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» — фигура главного героя. Хлестаков предстаёт в двух ипостасях: реальный Хлестаков, который заявлен автором Н. В. Гоголем и который взаимодействует с другими персонажами на уровне текста. И есть фигура практически немая, так называемый «некто в чёрном». И в результате  проявляется иной Хлестаков или «идея Хлестакова». Пружиной действия в этой комедии является страх. Возможный приезд ревизора — инкогнито означает для чиновников провинциального города необходимость вступить в пространство, где они неизбежно утрачивают «общественный статус». Страх перед ревизором — инкогнито предстаёт в образе неизвестности, столкновение с которой грозит потерей себя и гибелью. Гоголь реализует простой сюжетный ход: по какому-то необъявленному закону, по прихоти неизвестных сил ситуация провоцирует Хлестакова выйти за границу дозволенного, в результате чего всех, кто встречается на его пути, ожидает катастрофа. И то, что для городничего и его чиновников  представлялось очередной проверкой, явилось в форме возмездия, как «кара Божья», проявляющаяся в персонаже «некто в чёрном», который и приводит в действие механизм самоуничтожения всех участников. Гоголь надеялся, что прохождение через «ужасное» позволит его героям «прозреть» и узнать подлинный «страх Божий», который только и может вернуть упавшему человеку «образ человеческий». Но этого не случается.

16 июля 2023 года состоялась премьера спектакля «Тест Тьюринга» в постановке режиссёра Максима Кальсина.

14 октября 2023 года режиссёр Людмила Исмайлова представила премьеру спектакля «Валентина», поставленного по пьесе А. В. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Образ хрупкой, стройной девушки Валентины создала молодая актриса театра Вероника Крымских. В пьесе “Прошлым летом в Чулимске” Вампилов пытался соединить бытовую драму с интеллектуальной традицией европейского модернизма. Он искал форму, в которой события разворачивались бы в двух планах одновременно: в жизнеподобном мире повседневности и в условном измерении философского спора о добре и зле, свободе и  долге. Главная героиня Валентина влюблена в следователя Шаманова, который недавно приехал в Чулимск. Режиссёром Людмилой Исмайловой, художником-постановщиком Альбертом Нестеровым, художником по свету Сергеем Гаевым на сцене создан странный мир, в котором всё воспроизводится с «программной ошибкой», этот «глитч» становится характерной чертой времени. Прошлое застряло в своей неразрешимой агрессии, настоящее бессильно, а будущее хрупко. Будущее и есть Валентина. Возможность или невозможность её сосуществования в этом мире решается в финале спектакля.

21 декабря 2023 года состоялась премьера сказки «Приключения Кота в Сапогах». Для постановки спектакля был приглашен режиссёр Андрей Богданов. Ученик хорошо известного омским театралам режиссёра Геннадия Тростянецкого репетировал интересно, сцены известной сказки решались непредсказуемо. «Приключения Кота в Сапогах» — это весёлый семейный спектакль. История автора пьесы Гейнца Калау, которую он изложил в стихах, неизменна со времён сказочника Шарля Перро: смекалистый Кот помогает своему хозяину-бедняку разбогатеть, получить расположение короля и жениться на прекрасной принцессе. Зрителям пришлась по вкусу история о том, как хитрый и предприимчивый Кот нашёл себе шляпу и сапоги, помог своему любимому хозяину — Стефану, познакомил его с Принцессой. И, конечно же, отважный Кот обхитрил и победил Волшебника, способного превращаться в кого угодно.

 

ФЕСТИВАЛИ

С 17 по 24 октября 2023 года «Пятый театр» провёл второй Всероссийский фестиваль «лиТЕрАтуРа». Фестиваль прошёл при поддержке Правительства Омской области, Министерства культуры Омской области. Также партнёрами фестиваля стали Союз театральных деятелей РФ и Департамент культуры города Москвы.

Губернатор Омской области Виталий Павлович Хоценко в своём обращении к фестивалю особо подчеркнул, что «Омский государственный драматический «Пятый театр» является главной экспериментальной площадкой для прогрессивных режиссёров. Не удивительно, что именно этот театр проводит фестиваль с ярко выраженной творческой идеей».

У фестиваля «лиТЕрАТуРа», который в 2023 году прошёл во второй раз, есть очень важная для театральной жизни особенность — этот фестиваль исследовательский. Он предполагает творческий поиск. Два года назад к такому же исследованию и обсуждению были предложены спектакли, созданные по известным литературным произведениям Достоевского, Бунина, Булгакова, Довлатова, Мустая Карима. Осенью 2023 года в афише были собраны спектакли, в основу которых легли киносценарии. Исследование способов перевода кинематографического языка на язык театра стало основной задачей для членов жюри, в которое вошли театроведы из Москвы Ольга Никифорова, Глеб Ситковский и Ирина Кузьмина. После каждого показа было проведено обсуждение со зрителями.

17 октября фестиваль начался с оскароносного сюжета Спайка Джонса «ОНА». Блистательный актёр, кинозвезда Андрей Кузичев, исполняющий главную роль в спектакле Московского театра имени Наталии Сац, магнетически держал внимание зрителей. Его взаимоотношения с четырьмя девушками: бывшей женой, давней соседкой, девушкой со «слепого свидания» и операционной системой по имени Саманта, развивались стремительно. Но главной линией стали взаимоотношения человека и искусственного интеллекта. Для создания обстановки будущего на сцене в супер-технологичной современной квартире работали множество экранов и даже голограммы героев.

Перед каждым фестивальным спектаклем в фойе театра актёры «Пятого театра» вместе с режиссёром Игорем Григурко создавали атмосферу фестивальной жизни. Так, 17 октября зрителей встретили люди-роботы. На следующий день была создана атмосфера тылового Омска, которая приблизила зрителей к восприятию спектакля: 18 октября режиссёр-лауреат премии «Золотая Маска» Антон Фёдоров и Казанский ТЮЗ представили спектакль «Иваново детство». Одноимённый фильм-дебют кинорежиссёра Андрея Тарковского, ставшего легендой XX столетия, не раз появляется на экране и пересекается с действием на сцене. «Действие спектакля начинается в блиндаже, куда двое бойцов приводят мальчика, пойманного у реки, за которой расположился враг. Мальчик отказывается говорить, почему оказался в прифронтовой полосе, и требует сообщить о нём в штаб. Позже выясняется, что Иван выполнял сложнейшее задание разведчиков в одиночку, чудом спасся, изможденный, проплыл огромное расстояние по реке. Все родные Ивана погибли от рук фашистов, а сам он бежал из концлагеря в Малом Тростенце. Если «Иваново детство», снятое в 1962 году, принесло в своё время всемирную славу юному Николаю Бурляеву, то в ТЮЗовском прочтении она может поровну достаться всем актёрам, занятым в спектакле» — пишет о казанском спектакле журналист Анна Тарлецкая. Жюри Всероссийского театрального фестиваля «лиТЕрАТуРа» единогласно решили присудить единственный приз фестиваля за лучший спектакль, созданный по киносценарию, именно Казанскому ТЮЗу за спектакль «Иваново детство».

19 октября Свердловский академический театр драмы представил спектакль по пьесе Виктора Розова и легендарному фильму Михаила Калатозова «Летят журавли». Свердловский государственный академический театр драмы

20 октября фестиваль продолжил спектакль Няганского театра юного зрителя «Звёздный час по местному времени». «Жизнь на сцене увлекает и вовлекает, забавляет и ранит с самого начала, когда рвёт сердце аккордеон и затягивают под него не русскую народную, а эстрадный хит конца 1990-х» — пишет о спектакле театральный обозреватель Вадим Рутковский: «Няганский «Звёздный час…» был показан на ХХ Фестивале театров малых городов России, прошедшем в Магнитогорске с 29 мая по 5 июня. Также недавно он одержал победу в номинации «Лучшая работа режиссёра» на Всероссийском молодежном театральном фестивале имени В. С. Золотухина».

21 октября фестивальную жизнь продолжил спектакль московского театра «а39», созданный по киносценарию М. Хуциева и А. Гребнева «Июльский дождь». «У меня не было желания перевернуть фильм, разрушить его, чтобы создать что-то совершенно новое. Мне хотелось рассказать эту простую человеческую историю языком театра, условным и минималистичным», — комментирует режиссёр спектакля Мурат Абулкатинов. «Пожалуй, главное отличие спектакля от киношедевра — это то, что он сосредоточен на человеческих отношениях, которые могут начаться с того, что в телефонной будке незнакомые парень и девушка спрятались от летнего ливня» — пишет о спектакле известный журналист Влад Васюхин.

Ещё один спектакль фестиваля «лиТЕрАТуРа», о котором хочется говорить, это «Дикое поле» Театра драмы Кузбасса им. А. В. Луначарского. Режиссёр спектакля Олег Липовецкий специально приехал в Омск, чтобы подготовить спектакль к показу на сцене «Пятого театра».

Главное место действия – заброшенная больница, куда приходят все действующие лица, где решаются вопросы жизни и смерти, мира и войны, словно на древнем капище. Каждая сцена – это законченная история, которая связана с предыдущей и последующей логикой эпоса, в котором главный герой движется от подвига к подвигу. Главный герой – молодой врач, один на сотни километров вокруг, без лекарств и почти без инструментов готовый спасти абсурдный непостижимый мир. Доктор, превращающийся в умирающего и воскресающего ангела русской степи.

Важно подчеркнуть, что в фестивале «Пятого театра» была предусмотрена детская программа. Для маленьких зрителей  были сыграны два потрясающих спектакля актёрами Театра «На Литейном» (Санкт-Петербург). Один из спектаклей назывался «Волшебное кольцо». В мультфильме по сказке Бориса Шергина главный герой Ванька за свою доброту получает волшебное кольцо, и это помнят взрослые и дети. Спектакль был сыгран дважды на сцене театра «Арлекин» 21 октября.

«Я озвучиваю мультик» — так в афише фестиваля «лиТЕрАТуРа» был обозначен второй спектакль для маленьких зрителей. Дети вместе с артистами и главным героем мультфильма в этом спектакле отправлялись в путешествие по одному из прекраснейших городов мира — Санкт-Петербургу. «Во время прогулки маленький зритель уже сам участвует в этом шумовом спектакле: под руководством ведущих зал азартно играет в «озвучь ливень» и «озвучь движение машин на Дворцовой площади в час пик». Кстати, этот спектакль – лауреат XXVII Фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям». Спектакль был сыгран дважды 22 октября на сцене театра «Арлекин».

Закрывал фестиваль Московский драматический театр имени А. С. Пушкина спектаклем «Влюблённый Шекспир», который отмечен премиями «Хрустальная Турандот», «Звезда Театрала» и «Гвоздь сезона». Роли в этом спектакле о любви исполнили звёзды театральных подмостков Игорь Теплов, Александр Матросов, заслуженный артист РФ Александр Арсентьев. Хорошо нам знакомый актёр, омич Кирилл Чернышенко вышел на сцену Музыкального театра в блистательной роли Шекспира. В этот же день, 24 октября на сцене «Пятого театра» актёры Городского драматического театра Шарыпово сыграли блистательную комедию «Я нанял убийцу» в режиссуре Галины Зальцман.

24 октября были объявлены итоги фестиваля. Решение жюри стало таким: лучший спектакль фестиваля – «Иваново детство». Специальное упоминание жюри фестиваля «лиТЕрАТуРа»: лучшие актёрские работы: исполнительница роли Мамы Ивана — Полина Малых в спектакле Казанского театра юного зрителя «Иваново детство», исполнитель роли Ваньки в спектакле «Волшебное кольцо» и Папы в спектакле «Я озвучиваю мультик» — Николай Краснопёров, Санкт-Петербургский Театр «На Литейном», исполнитель роли Коли — Илья Чан в спектакле Няганского театра юного зрителя «Звёздный час по местному времени», а также за актёрский ансамбль спектакля «Я нанял убийцу», городской драматический театр г. Шарыпово. Дипломом творческой резиденции театральных критиков СТД РФ «Обратная связь» отмечена блестящая работа режиссёра Игоря Григурко по созданию театрализованных прологов к спектаклям фестиваля. Дипломом АТК награждён спектакль «Июльский дождь» (театральный проект «а39», Москва, режиссёр Мурат Абулкатинов).

 

РЕЖИССЁРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Режиссёрская лаборатория прошла в «Пятом театре» с 6 по 11 ноября 2023 года. Куратор лаборатории — театровед Нияз Игламов, приглашённые критики – Марина Шимадина, Ирина Селезнёва-Редер.

Четыре режиссёра за 5 дней подготовили с актёрами «Пятого театра» эскизы спектаклей. Два дня 10 и 11 ноября шли показы и обсуждения эскизов. Материал был представлен очень разный: по Пушкину, Булгакову, Ибсену, Лопе де Вега. В этом, как считает куратор лаборатории театровед Нияз Игламов (г. Казань), проявилось стремление театра расширить репертуарную палитру.

10 ноября итоги почти пятидневной работы представил режиссёр Никита Рак. Он работал в Воронежском драматическом театре, а недавно стал главным режиссёром Ачинского драмтеатра. В Омске была показана «Пиковая дама» по его собственной инсценировке, написанной специально для лаборатории. Актрисы Мария Долганёва, Елена Лукманова и Александра Урдуханова словно бы наколдовывали эту историю, используя ведьмовские заговоры из «Макбета». Режиссёр ввёл интересное решение: две графини — старуха с клюкой и молодая покорительница Парижа. Лариса Чичко и Ксения Шагаевская создали образ противоречивого существа. Ведь душой старая графиня по-прежнему молода и дерзка. А когда они обе приходят к Герману в его сне сообщить о трёх картах, то превращаются в две половинки одной карты — той самой роковой дамы пик. Созданию нужной атмосферы помогало музыкальное сопровождение: здесь были использованы композиции готик-металл-группы «Лакримоза». Во время обсуждения режиссёр сказал, что хотел, чтобы исполнитель роли Германа (а это — Станислав Горенбахер) внешне был похож на лидера этой группы. Режиссёр не пытался воссоздать пушкинские времена, это взгляд на них из сегодняшнего дня. Здесь, как сказал во время обсуждения Нияз Игламов, есть и мера почтения к Пушкину и лёгкая ирония по отношению к уже навсегда ушедшему времени. Второй эскиз, который представил молодой режиссёр из Перми Дмитрий Огородников, был по «Багровому острову» Булгакова. У пьесы Булгакова есть пролог и эпилог, в которых представлена работа над спектаклем: от момента, когда драматург Дымогацкий, пишущий под псевдонимом Жюль Верн (Михаил Синогин), приносит свою пьесу о Багровом острове, и до прихода в театр чиновника от культуры. У Булгакова это некий Савва Лукич, а здесь — приятная во всех отношениях дама Савва Лукинична в исполнении Анастасии Лукиной. Именно эти фрагменты пьесы и были представлены на лабораторном показе. Рассказывать о закулисной жизни театра для актёров — одно удовольствие. Олег Чичко в роли директора театра и игравшие актёров Елена Заиграева, Вероника Крымских, Ксения Огарь, Александр Боткин, Владимир Девятков, Павел Зубенко мастерски разыгрывали своих персонажей.

Второй день лабораторных эскизов представил первый акт «Гедды Габлер» — одной из самых известных пьес Ибсена в постановке режиссёра Натальи Шургановой. Внутренний бунт Гедды (Полина Романова) особенно остро проявился на фоне окружающего её «уюта», созданного из мёртвых, могильных цветов. Собственно, душевно мертвы и все, кто её окружает, эта мертвенность душит и её, против неё она протестует. Критики отметили  темпоритм постановки, который был выстроен в соответствии с ритмом родного языка автора и поддерживался тревожным звуком отсчитывающего время метронома. В этом показе вновь проявилась способность актёров «Пятого» к ансамблевой работе. Возможно, этот эскиз станет спектаклем театра.

Эскиз по комедии «Дурочка» Лопе де Вега сделала режиссёр Анна Потапова. Сейчас она возглавляет театр в Великих Луках. По отзывам зрителей и критиков, самый трогательный персонаж был создан Дианой Морозовой (Финея). Она воспринимает мир образами, поэтому скучные знаки-буквы ей непонятны. Отметили и то, как оттеняет её сестра (Анна Сотникова): она совсем другая. Восторженно отозвались и о дуэте соперников Лисио (Василий Кондрашин) и Лауренсьо (Сергей Троицкий). Ирина Селезнёва-Редер отметила ещё и то, как тонко Сергей Троицкий показал изменение своего героя, превращение из обманщика-соблазнителя в искренне влюблённого.

 

НАГРАДЫ

В марте 2023 года по итогам XXIX Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа – 2022» решением жюри отмечен мюзикл «Пятого театра» «Джейн Эйр. На краю бездны» премией заслуженного деятеля искусств РСФСР Э. В. Розена «За творческие достижения в искусстве музыкального театра». Премию получил режиссёр-постановщик спектакля М. Г. Кальсин. Также в результате зрительского голосования Приз зрительских симпатий получил мюзикл «Джейн Эйр. На краю бездны».

Решением правления Омского отделения СТД РФ главный художник «Пятого театра» Лариса Бараускене награждена почётным дипломом «За верное служение театру». Актёр театра Вячеслав Болдырев отмечен специальным призом партнёра фестиваля – издания «Вечерний Омск» за «демонстрацию неожиданных граней таланта в роли Эдварда Рочестера в спектакле «Джейн Эйр. На краю бездны».

 

ГАСТРОЛИ

В рамках федерального проекта «Большие гастроли», организованного ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России,  5, 6 и 7 мая 2023 года на сцене «Пятого театра» выступили артисты Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова и сыграли спектакль «Папа» по пьесе Ф. Зеллера, детский спектакль «Тайна замка на холме», сатирическую комедию по повести Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем» и музыкальную комедию «Ханума».

С 5 по 7 мая 2023 года «Пятый театр» был на гастролях в городе Абакан. На сцене Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова были сыграны спектакли: «Свободная пара» , «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Отцы и дети», «Джейн Эйр. На краю бездны».

«Пятый театр» подводит творческие итоги 2023 года

ближайшие спектакли

3мая
19:00Основная сцена1 ч. 40 мин.

БЕРЕГИНЯ

5мая
18:00Основная сцена3 ч.

ОТЦЫ И ДЕТИ

По роману Ивана Тургенева
7мая
18:30Основная сцена2 ч. 20 мин.

БОИНГ — БОИНГ

Марк Камолетти