«Пятый Театр» так активно готовил зрителей к премьере спектакля «Берегиня», что по мере её приближения становилось даже тревожно: оправдает ли театр сформированные им же ожидания?
Мы уже были наслышаны и о необычности жанра: «музыкально-пластическое фэнтези» на темы русского фольклора; и о том, что актёры покажут чудеса физической подготовки и «горизонтального» пения; и о том, что будут какие-то необыкновенные костюмы, а декорации — чуть ли не в технике макраме; и что народная музыка получит необычную современную аранжировку…
Поскольку наше посещение «Берегини» приходилось на третий премьерный день, то уже после первого показа начала искать отклики на спектакль, и это были сплошь восторги: «завораживающе», «потрясающе», «волшебно»…. Стало ещё тревожнее)))
И вот мы — в зрительном зале. Полтора часа пролетели незаметно, и я могла бы повторить те же эпитеты, но попробую понять, почему спектакль вызывает такую сильную эмоциональную реакцию.
Во-первых, это не омертвевший, хоть и красивый, фольклорный «экспонат», не имеющий отношения к сегодняшнему дню, а прикосновение наших современников к живому источнику народной культуры. Поэтому здесь гармонично вплетается в народный напев электронное звучание; в костюмах важны не народные мотивы сами по себе, а их символическое наполнение: скажем, провожая мужей на войну, женщины обматывают их длинными кушаками, словно оберегами. Носили ли именно такие пояса солдаты? Не важно. Главное, нам понятно состояние женщин в этот момент…
Во-вторых, это очень цельное произведение. Да, и костюмы, и музыка, и световая партитура, и пластическое мастерство актёров прекрасны сами по себе, но работает всё это — вместе. И историю нам рассказывают все участники спектакля. Конечно, умозрительно можно вычленить историю Ивана (Михаил Синогин) и Марии (Алёна Фёдорова), благословившей их матери рода Берегини (Татьяна Крылова), но главное здесь — общинная жизнь рода в её целом. С песнями, плясками, драками, тяжёлой работой, общей бедой и общей радостью.
В результате на сцене рождается особый мир, который кажется и таким родным, и совсем недоступным. Это, похоже, потерянный рай. И мы, пусть всего на полтора часа, переносимся в него, и за это, конечно, спасибо волшебной силе искусства!