01 ноября 2011
«Географ глобус пропил» — этот роман Алексея Иванова уже прочно занял место в отечественной литературе, и не случайно именно его сценической интерпретацией в «Пятом театре» завершилась лаборатория. Режиссер Максим Кальсин создал серьезный, современный спектакль. Длинный, но не утомительный, он, наверное, вполне мог бы быть показан в два вечера: первая часть — личная жизнь Виктора Служкина, вторая — его поход по реке с группой девятиклассников.
Отличная сценография Алексея Вотякова притягивает внимание в первой части и буквально завораживает — во второй. Электричка в разрезе, ряд окон со сменяющимися видами. Квартиры персонажей, школьный класс, милиция — все здесь, только ракурс меняется. Жизнь как невесть куда мчащийся поезд, с нищими и обманщиками, тружениками и пьяницами, с вечным шумом и яростью. И неприкаянный Виктор Служкин — объект всеобщих манипуляций (Евгений Фоминцев), и его более удачливый друг Будкин (Алексей Погодаев), и Надя с ее поиском надежного плеча (Елена Заиграева), и нежная Ветка (Мария Долганева), и другие их бывшие одноклассники — все они, как стеклышки калейдоскопа, причудливо соединяются на краткий миг, но узор недолговечен, и вот уже новая комбинация — быть может, так будет лучше?
Но лучше не становится. И только поход по реке переносит Виктора — географа не по призванию — и его трудных учеников в другое измерение, где все второстепенное отступает. Остаются красота и непостижимость природы, сила дружбы, преодоление себя.
Хрупкая лодка упрямо движется среди мощного водного пространства; совершается прорыв к сути…
«Чем «новая драма» отличается от старой?» — спросила на обсуждении одна из молодых участниц. «Наверное, тем, что она новая, что ее создают люди, которые смотрят на жизнь так, а не иначе», — ответил кто-то. А я вдруг вспомнила: «Хорошо ли будет для искусства, если эти люди начнут смотреть как на действительность, так и на художественный вымысел ничем не заслоненными глазами, трезво, видя только то, что дает повседневность?»
Это сказал Станиславский. Задолго до нас.