08 ноября 2022
В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Отцы и дети» – истории о ценности человеческой жизни, о борьбе с самим собой и о любви, низвергающейся свыше безжалостной стихией.
В ДУХЕ ВРЕМЕНИ
Поставила спектакль приглашенный режиссер Людмила ИСМАЙЛОВА – ученица Леонида Хейфеца, главный режиссер Русского государственного драматического театра г. Стерлитамака. Она, убежденная в невозможности бытового спектакля на основе романа, трактовала литературный первоисточник сквозь призму воспаленного сознания главного героя. Базаров в новом спектакле «Пятого театра» – не революционер и разрушитель устоев, каким его преподносили некоторым в школе, а фигура глубоко трагическая.
Режиссер отказалась от социального подтекста романа, который бы нуждался в подробных объяснениях, и вывела на первый план чувственность, отношения и тему любви. Но Базаров по-прежнему нигилист – вычеркнуть такое невозможно, поскольку отрицание всего и вся очень соответствует духу сегодняшнего времени.
КРАСИВ И ЗАГАДОЧЕН
Постановка «Пятого театра» вообще удивительна своим современным звучанием: все герои спектакля говорят языком тургеневского романа, но интонации, декорации, трактовка образов героев избавляют эти слова от архаичности. Зрителю является фантасмагорический мир, созданный воспаленным сознанием умирающего Базарова. Он красив, этот мир (за визуальную составляющую отвечали художник-постановщик, лауреат «Золотой маски» Альберт НЕСТЕРОВ и художник по свету Сергей ГАЕВОЙ), и загадочен.
Спектакль хорош своим вниманием к деталям, он ведет зрителя по тургеневской истории, как по лабиринту, оставляя тут и там подсказки, приближающие к финалу. Прекрасны сцены, когда Базаров, отрицавший любовь и презиравший «мещанскую» негу, после встречи с Одинцовой начинает украдкой нюхать лаванду. Когда с головой зарывается в оставленную ею накидку из цветов.
НОВЫЕ ГРАНИ
Подсказки даны и в костюмах героев, которые также придумал Альберт Нестеров. Кирсанов-старший (Борис КОСИЦЫН) носит шорты и гольфы – безмятежный барин, переживающий вторую молодость. Кукшина (Александра УРДУХАНОВА) одета в юбку-брюки, а на лице в гриме белого клоуна – выставляемый напоказ статус эмансипе. Претендующий на светского льва фриковатый модник Ситников с тростью и в укороченных брюках (Станислав ГОРЕНБАХЕР).
Величественная Одинцова (Мария ДОЛГАНЕВА) в откровенном и сногсшибательном платье, Базаров (Дмитрий ИСАЕНКО) в черном пальто байронического героя. Одежды дополняют образы, замечательно раскрытые артистами. Дмитрий ИСАЕНКО и Егор ЛЯБАКИН (Кирсанов-младший) в течение трех часов спектакля по-настоящему, всерьез проживают трансформацию характеров, перерождение личностей. Евгений Базаров – настоящая удача для Исаенко, раскрывающая новые грани таланта этого актера.
Первые показы спектакля «Отцы и дети» прошли с аншлагом, встав в череду удачных премьер «Пятого театра». Красивая, захватывающая постановка Людмилы Исмайловой доказывает, что русская классика жива и современна. Постановочная группа и артисты все сделали для того, чтобы у спектакля были счастливая сценическая судьба и любовь зрителей.
ЦИТАТА
Режиссер-постановщик Людмила Исмайлова:
«Версия, что в романе отцы против детей, борьба старого мира с новым, – это огромное заблуждение. У Тургенева, напротив, роман о том, что каждый человек проходит свой путь от начала и до конца, от детей до отцов, каждый приходит к одному и тому же итогу – создать пару, родить детей, самому стать отцом. И мелкие противоречия поколений ничто по сравнению с вечностью, когда смерть стоит рядом».