БЕРЕГИНЯ


09 апреля 2022

Сказочные декорации, этника и танец: рецензия на спектакль «Берегиня»

Анна Воробьёва. Трамплин

8, 9 и 10 апреля в Пятом театре проходит премьера музыкального драматически-пластического спектакля «Берегиня», о котором мы уже писали здесь. Мы побывали на открытой репетиции и спешим поделиться эмоциями.

Режиссёр постановщик «Берегини» Игорь Григурко сказал несколько слов перед началом. «Во-первых я хочу сказать большое спасибо этой труппе, — начал Игорь Леонидович, — эти 20 человек просто талантливейшие люди, я бы сказал даже гениальные. Пойти на такой эксперимент и работать со мной — это, конечно, подвиг. Во-вторых,  команду, которая сделала со мной этот спектакль, балетмейстера, Артура Ощепкова, музыкантов, композиторов, Анастасию Дружинину и Юрия Банзарова, и омичку Евгению Амарцеву (интервью с ней можно прочесть здесь) я тоже считаю гениальнейшими людьми. А также Анну Долганёву (о её бренде можно прочесть здесь), которая сделала потрясающие костюмы.

Спектакль “Берегиня” — это не этнографический спектакль, это фэнтези по этнике. Это моё ощущение — фэнтези-переход от язычества к христианству. Есть какие-то основы, но мы не имеем права, — мы не посвященные, — делать настоящие обряды на сцене».

И как только начался спектакль я [Анна Воробьёва] открыла широко глаза, так с широко открытыми глазами весь спектакль и сидела. Во-первых, это очень красиво. Сценография спектакля Игоря Григурко. И он создал на сцене совершенно волшебное пространство. Огромные макраме, свисающие с потолка, качели, канаты, — всё это погружает в сказочную атмосферу. Костюмы Анны Долганёвой созданы с необычайным проникновением в материал. Это всё ещё и обыграно было здорово. Актёры качались на качелях, превращали их то в люльку, то в стол, взлетали на канатах, плели из них косы.

На сцене большую часть времени было очень много артистов. Невероятной сложности для драматических актёров пластические задачи они решали так, словно всю жизнь танцевали. И пели они сами так, на мой взгляд, словно всю жизнь пели. Пять девушек и пять парней балета, плюс главные герои в исполнении Ксении Огарь и Станислава Горенбахера, всего шесть пар. Берегиня в исполнении Татьяны Крыловой находилась на сцене постоянно. Постоянными же были и два ангела по бокам сцены.

Мы увидели и колыбельную, и отсылки к разным обрядам и гуляния, и историю любви. Меня покорила сцена перед свадьбой — главной героини, дочери Берегини, отрезали косу серпом. Игорь Григурко так рассказывает об этой сцене: «У нас вышел спор с Евгенией Амарцевой. Мне казалось, я где-то читал, что девушке перед свадьбой отрезают косу. Чтобы обрезать связь с её родом, потому что она переходит в семью будущего мужа. Но найти это [в источниках] не смог. А Евгения спорила, говорила, что такого не было, что косу расплетают на две. И в этом споре родилось очень красивое решение».

Косу отрезали и вручили невесте уже две красных. А потом ещё нарядили их с женихом в красное. Невероятный головной убор был у невесты, красная бахрома закрывала лицо. Остальные герои в светлом, такая работа на контрасте. А как красива была сцена первой брачной ночи. Ни капли пошлости, всё так тонко, так пронзительно.

А потом случилась война… Как девушки одевали в чёрное своих мужчин, как обматывали их длинными кушаками, сколько драмы было в этом. И опять потрясающе точную роль сыграли костюмы. А эпизод со скатертью… Игорь Григурко объяснил его: «Вы знаете откуда взялось выражение “скатертью дорога”? Мы сейчас не совсем верно его употребляем. Когда провожали рекрутов на войну, им на дорогу стелили скатерть, чтобы они вернулись живыми и здоровыми». Но вернулись не все… Здесь стоит отметить эпизод с Горем, которое потрясающе исполнила Мария Долганёва. Короткая роль, но очень яркая. Она забрала тех, кому не суждено было выжить.

Не буду раскрывать всех подробностей, скажу напоследок, это было щемяще, это было до мурашек, час двадцать минут пролетели на одном дыхании. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что это самый красивый спектакль, что я видела в жизни. За него искренне хочется сказать «Спасибо». И вернуться на него, чтобы посмотреть в другом составе. Создатели говорят, что разные составы это совершенно разные спектакли.

Премьера спектакля проходит 8, 9 и 10 апреля. Билеты на эти даты уже разобраны. Но можно ещё успеть на 6 и 26 мая. Стоимость билетов от 500 до 720 рублей. Купить их можно на сайте театра. Молодые омичи могут воспользоваться Пушкинской картой.

ближайшие спектакли

28января
13:00Для Детей0 ч. 50 мин.

ДОКТОР АЙБОЛИТ

Корней Чуковский
28января
18:30Премьера2 ч. 30 мин.

ЛУНЕНБЕРГ

Норман Фостер
29января
11:00Для Детей1 ч. 5 мин.

ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ

Сельма Лагерлеф