«Не трожь человека, деревце, костра в нём не разводи.
И так в нём такое делается – боже, не приведи!..»
А во мне – «костёр» (см. эпиграф)… «Два в одном!», «Три в одном!» — завлекает нас реклама универсальностью рекламируемых продуктов. А драматург Алексей Слаповский ещё полтора десятилетия назад предложил театрам «девять в одном»: девять коротких сюжетов, композиционно «выстроенных» в пьесу «От красной крысы до зелёной звезды». И сегодня, возвратив эту пьесу на сценические подмостки, «Пяты театр» одержал, мне думается, большую победу. Причём по всем показателям: прекрасная актёрская работа, режиссура, сценография и в целом – прекрасный и остросовременный спектакль, который, не сомневаюсь, станет в «Пятом» одним из самых посещаемых для зрителей самых разных возрастных и социальных групп – от старшеклассников до пенсионеров. Применяя современный сленг, даже смею высказать предположение-прогноз, что спектакль этот вообще станет «хитом» нового театрального сезона в Омске.
И, право же, теперь я понимаю, посмотрев блистательно сыгранную в преддверии нового сезона премьеру: это нормально, что режиссёр Сергей Пускепалис не побоялся вставить модное нынче словечко в обозначение жанра спектакля: «психологическое шоу». Поначалу словечко «шоу» покоробило, ибо вконец «испоганено» нашим доблестным ТВ. Но ведь с точки зрения смысла всё верно: произведённое от английского «шоу» — это «представление, зрелище». И Пускепалис явил нам именно сие: психологическое представление, зрелище, причём многосмысловое, азартное, истинно театральное и «до безумия» разножанровое: почти триллер-трагедия в 1-й сцене, почти фарс во 2-й, фантасмагория в 3-й, «квентинотарантиновский» иронический блеск в 4-5-6-й, чуть ли не сюжет из «Фитиля» в 7-й, драма-притча в 8-й… Ну, в общем, я сейчас с восторгом вспоминаю, а вы, уважаемый читатель «БК», спектакля ещё не видели. Увидите – подробнее поговорим, ладно?!
«А что, неужто и впрямь спектакль так хорош?» — спросит кто-то из вас. Отвечаю: да, роскошный спектакль, но, конечно же, не без издержек. И хочу надеяться, что к открытию сезона режиссёру удастся ещё раз пристально вглядеться в созданное им – и темпоритмически, постановочно и психологически сделать второе действие адекватным первому. Ибо в первом действии такой эмоциональный и фантазийный уровень был задан буквально с самого начала спектакля, что далее должно быть только по нарастающей!
…А в глазах и мыслях не только спектакль, но и «простая сложная» сценография художника Эдуарда Гизатуллина, благодаря которой все зрители – по сути, тоже участники «психологического шоу» (и это особое «представление», дополняющее происходящее на сцене; как, впрочем, и отдельное «зрелище» — остроумнейшая программка, выпущенная к спектаклю и – опять же! – дополняющая оный). Но не буду подробно описывать – вы это ещё увидите и оцените! А я лишь одно из объявлений процитирую, развешенных вдоль стены, мимо которой вы к своему креслу в зрительном зале проходить будете: «Продаётся смысл жизни. Розница:…» (и далее — телефон). Даже позвонить захотелось. За что театру – отдельное спасибо!
«Бизнес курс», №35, 12 сентября 2007 года
Сергей Денисенко