ДЖЕЙН ЭЙР. НА КРАЮ БЕЗДНЫ


Сумасшедший призрак, дети из приюта и мезальянс – к чему привела авантюра омского Пятого театра

Татьяна Попова. Вечерний Омск

Рассказываем, стоит ли тратить три часа на премьерный мюзикл.

Пятый театр открыл 25 августа новый сезон мюзиклом Ильдара Сакаева «Джейн Эйр. На краю бездны» по роману английской писательницы Шарлотты Бронте – последней премьерой сезона ушедшего. В прошлом сезоне театр сам себе задал высокую планку: в апреле вышла невероятно красивая пластическая «Берегиня» в постановке Игоря Григурко; тогда артисты, не имеющие специального музыкального образования, освоили народный вокал и доказали, что способны петь и танцевать одновременно.

В роли жестокого попечителя приюта мистера Броклхерста – великолепный Борис Косицын. Фото: Анна Шестакова / kultura55.ru

Боялись, но справились

Премьерой «Джейн Эйр» Пятый сделал еще один шаг в освоении музыкальных жанров, и к шагу этому театральная публика отнеслась настороженно: за постановку мюзикла взялся главный режиссер Пятого театра Максим Кальсин – режиссер театра драматического, а не музыкального. Хореографом выступила Ирина Горэ. Авантюра по приближению актеров Пятого театра к абсолютной универсальности воспринималась с некоей долей скепсиса: в труппе музыкальное образование – только у одного артиста, остальным даже незнакома нотная грамота. Отрадно, что к этому эксперименту театр подошел, осознавая масштаб предстоящей работы. И первым делом грамотно выбрал материал.

Мюзикл по классическому роману XIX века композитор Ильдар Сакаев писал почти 15 лет. Легкие и точно характеризующие героев стихи и музыкальные композиции – эмоциональные, разноплановые (то ироничный клавесин, то жесткая электрогитара) – первые несомненные достоинства нового спектакля Пятого театра. Как и автор мюзикла, театр тоже шел долго к этой премьере: работа над «Джейн Эйр» продлилась около полутора лет. Специально на проект пригласили педагога по вокалу Викторию Иноземцеву, именно хормейстер отбирала артистов на главные роли по голосам, и она сумела раскрыть артистов, которые боялись петь, считая, что не справятся со всеми задачами. И даже если иногда артисты вытягивают ноты не совершенно, это не мешает вердикту о том, что они справились, – в актерском плане роли выстроены тщательно, что в драматической составляющей, что в вокальных интонациях.

Красно-белые привидения

В числе таковых был и тот, для кого в итоге мюзикл «Джейн Эйр» стал блестящей страницей в творческой биографии, – актер Вячеслав Болдырев, исполнивший роль Эдварда Рочестера. У Вячеслава, которому в Пятом не выпадало амплуа героя-любовника, обнаружились брутальность и сексуальность в сочетании с лирической нежностью, чувственный баритон и трагически-романтическая загадочность.

В паре с Болдыревым на сцену выходит Алена Федорова: ее Джейн получается по-настоящему сошедшей со страниц романа Бронте – стойкой и добродетельной, влюбленной и преданной «феей», как называет ее возлюбленный. В другом составе мюзикла главных героев исполняют Александр Боткин и Инга Кулик – и это одна и та же история о любви хозяина и гувернантки, но два разных спектакля, с разными оттенками характеров у персонажей.

В мюзикле, кстати, уделено достаточное внимание и всем второстепенным персонажам. К каждому герою, будь то слуга в поместье Торнфилд или совсем уж эпизодический кузен Джейн, миссионер Сент-Джон, постановочная группа постаралась найти ключик, наделить деталью-акцентом.

Массовка тоже здесь продумана и добавляет эмоциональной окраски поворотным сценам сюжета: мужчины-призраки то в красных цилиндрах, то в черных плащах, под предводительством женщины-призрака в белом, чьи длинные черные волосы закрывают лицо, – образ, напоминающий героиню культового триллера «Звонок». Позже Джейн, а вместе с ней и зритель, незнакомый с романом, узнает, что в поместье Торнфилд и впрямь живет почти что призрак – сумасшедшая Берта Рочестер (Мария Долганёва). Режиссер-постановщик воплотил в реальность грустно-ироничные слова мистера Рочестера о том, что он обеспечил своему замку вполне приличное привидение.

Значительная доля сценического времени отдана в спектакле юным исполнителям. Роли девочек – воспитанниц приюта, учениц сельской школы – играют участницы «Проекта 313» под руководством Ирины Горэ, ровесницы книжных героинь. Девочкам же отведены и две серьезные роли – ученица Академии детского мюзикла Виктории Иноземцевой великолепно исполняет пронзительную до слез партию «Красная комната» в роли маленькой Джейн (Анна Димова и Анастасия Климова в разных составах), а в роли воспитанницы мистера Рочестера, француженки Адель Варанс, выходит на сцену Аглая Дубровина.

Хорошая судьба

Мюзикл у Пятого театра демонстрирует серьезный подход постановщиков и труппы к созданию спектакля: нет пренебрежения драматической составляющей в угоду музыкальному жанру, видна серьезная проработка характеров персонажей, большая работа по постановке вокала, хорошо выстроенные мизансцены. И зритель ощущает, что артистам нравится существовать в этом спектакле, и отвечает взаимной любовью к героям.

Однако порой восприятие портится отсутствием динамики, нарушением ритма спектакля, и самой неудачной сценой тут является сольная партия Джейн «Предчувствую тебя»: песня слишком долгая и мелодичная, чтобы держать внимание зрителя на одной лишь стоящей героине, когда больше на сцене ничего не происходит. Впрочем, спектакль – материал пластичный, и режиссер с артистами вполне способны отшлифовать эту сцену в дальнейшем, приведя ритм постановки к общему знаменателю, как и доработать динамику остальных провисающих эпизодов.

Спектакль красив не только музыкально, но и визуально. Художник, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Ногинова создала лаконичную и удобную для режиссера сценографию, удачно дополненную видеографией Дарьи Здитовецкой: в черно-белую проекцию гармонично встраиваются теневые силуэты героев, реальность становится неотделимой от переживаний и фантазий, выплеснутых в рисунках Джейн. Ногинова же придумала и костюмы для спектакля, и они тоже вышли замечательными: в них чувствуется дух некоей условной эпохи прошлого, и вместе с тем они достаточно театральны, чтобы не противоречить современному звучанию мюзикла с роковыми интонациями.

Премьера мюзикла «Джейн Эйр. На краю бездны» прошла с аншлагом, публика приняла трехчасовую постановку с криками «браво!». И очевидно, в дальнейшем спектакль ждет хорошая творческая судьба: это действительно качественный, красивый и запоминающийся мюзикл с замечательными артистами.

ближайшие спектакли

28января
13:00Для Детей0 ч. 50 мин.

ДОКТОР АЙБОЛИТ

Корней Чуковский
28января
18:30Премьера2 ч. 30 мин.

ЛУНЕНБЕРГ

Норман Фостер
29января
11:00Для Детей1 ч. 5 мин.

ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ

Сельма Лагерлеф