«Апрельский романс» Д. Рябова в Омском государственном драматическом «Пятом театре».
Режиссёр-постановщик – Максим Кальсин. Художник-постановщик – Дарья Здитовецкая.
В последние годы омские драматические театры нечасто обращались к теме Великой Отечественной войны. А по-настоящему большие спектакли, ей посвящённые, в основном, и вовсе остались в истории омского театра прошлого века. Почему произошло именно так, а не иначе – вопрос особый, требующий серьёзного даже не узкотеатроведческого, а выходящего на культурологические обобщения разговора. Для нас же сейчас важнее тот факт, что художественно убедительная театральная постановка о войне в Омске появилась. Это «Апрельский романс», поставленный на сцене «Пятого театра» его главным режиссёром Максимом Кальсиным.
Пьесу о буднях тылового госпиталя написал новосибирский драматург Дмитрий Рябов.
История вымышленного главного героя хирурга Хромова, которого очень цельно, с хорошо продуманными и проработанными переходами от иронии к драме сыграл Борис Косицын, перекликается с реальной историей знаменитого нейрохирурга Виноградова, который работал в нашем городе в военные годы и ушёл из жизни буквально за две недели до Победы.
Сам Хромов, его простодушный помощник – инструктор по лечебной физкультуре Ложкин и квартет молодых женщин-пациенток, у каждой из которых своя судьба и боль, и составляют группу персонажей пьесы. Место действия – город, географически очень далёкий от фронта, но по существу своему совершенно фронтовой, потому что война у каждого из героев, а особенно героинь, внутри. И если тело, искалеченное ей, мастерство хирурга Хромова до известных пределов всё же способно как-то восстановить, то исцелить контуженную душу – не в компетенции медицины.
«Апрельский романс» – спектакль с очень сконцентрированным и страстным и в то же время размеренно-лирическим ходом действия. Драматургически текст вмещает в себя эмоциональные исповеди в любовной драме каждой из героинь, попытку самоубийства одной из них, разоблачённое проницательным Хромовым их намерение бежать на фронт, чтобы успеть лично добить врага и отомстить ему без остатка, и ряд других пропитанных человеческим чувством эпизодов.
Но такому обилию страстей и сюжетных поворотов Кальсин придаёт какой-то очень неспешный, контрастный с военным бытом и бытием, а также внутренним кипением героев ритм. Как будто война действительно ушла навсегда. Как будто вслед за ночной тьмой с разрывами снарядов и автоматными очередями приходит утро с шелестом листьев и щебетанием птиц, а человек, усвоив все уроки, готовится к новой мирной жизни, которая, конечно, будет лучшее и красивее прежней. Лирические перебивки с архивными кадрами фото- и кинохроники (их искусно подобрал видеорежиссёр Игорь Гончаров) под замечательно мелодичную музыкальную тему композитора Алексея Нешко в исполнении музыканта Сергея Глухих очень помогают режиссёру настроить зрителя на этот осторожно обнадёживающий лад.
Время и жизнь как будто и правда готовы продолжить дело доктора Хромова – лечить опалённые войной умы и
сердца. По ходу действия пациентки снова начинают обретать цель существования и находить смысл в будущем. Замечает и отвечает на симпатию Ложкина (в этой роли два исполнителя – Олег Меньшиков и Дмитрий Исаенко) брошенная женихом после ранения прожектористка Тоня (эту роль играют Елизавета Кухтина и Ксения Огарь). Решает посвятить себя работе в госпитале и помощи в воспитании ребёнка своего погибшего возлюбленного пусть и от другой женщины санинструктор Лида (Елена Заиграева). Даже снайпер Рая (Анна Сотникова) при всех своих внешних решительности и жёсткости не без волнения встречает хромовское, нет, не признание даже, а просто обещание написать.
Женские образы – вообще большая удача данной постановки. Труппа «Пятого театра» всегда могла похвастаться обилием талантливых актрис, а главреж Максим Кальсин в «Апрельском романсе» ещё раз подтвердил репутацию режиссёра, умеющего филигранно представлять психологию героев, мастера не только статики характера, но и его динамики. Героини спектакля равно убедительны и на дне своей личной драмы, и в том тонком и всегда сложном для актёрского воплощения моменте, когда зло оборачивается благом, а за неизбежными, казалось бы, смертью и пустотой проявляются и расправляют крылья жизнь и любовь.
И только сержант Рая, в этом особая пронзительность финала спектакля, в итоге затрудняется ответить Хромову даже очень предварительным пока, но словесно проговорённым согласием. И не потому, конечно, что он в прямом физическом смысле изуродовал её тело (на самом деле спас, проведя сложнейшую операцию после тяжёлого ранения). Просто есть раны, которые
не затягиваются, и войны, которые не могут, а может быть, и не должны заканчиваться в душе. Зритель ведь несколько раньше героинь спектакля понимает, что значат слова Раи о собственной семье, жившей когда-то в отдалённом белорусском местечке: «Они мне не пишут, они просто ждут»… И это ещё один эмоциональнейший момент спектакля.
Если вспомнить реальную историю прототипа доктора Хромова, а у публики в принципе есть такая возможность, снайпер Рая, наверное, оказалась права. Доктор Виноградов умер от банального воспаления лёгких в том же самом предпобедном апреле, как будто целью его жизни было только спасение людей во время войны, а не строительство вместе с ними последующей мирной жизни…
Но драматург Рябов и режиссёр Кальсин предлагают аудитории «Апрельского романса» чуть более оптимистический открытый финал. В конце концов, театральный Хромов – не калька реального Виноградова. А Рая может снова научиться жить и любить хотя бы для того, чтобы род её, на корню загубленный озверевшей фашистской нежитью, всё-таки продолжался на этой земле.
Жить нужно, забывать нельзя – вот главная мысль спектакля омского «Пятого театра» о войне и мире. И благодаря своей цельности, мастерству в решении эпизодов и удивительному такту в подходе к важнейшей для нашей истории теме, «Апрельский романс» действительно стал сильным и уместным художественным высказыванием.
Высказыванием, уже оцененным государством: спектакль совершенно заслуженно получил Специальный диплом премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства. Высказыванием, которое, по крайней мере, Омской области должны увидеть и услышать как можно больше людей. Для этого «Апрельский романс» хорошо было бы хотя бы к военным памятным датам вывозить и показывать на площадках в муниципальных районах.
В конце концов закончим тем, с чего начали, столь удачные постановки о Великой Отечественной и подвиге нашего народа на фронте и в тылу, ещё и исторически привязанные к Омску, – у нас пока встречаются нечасто.